Почему не оправдались финансовые ожидания от проката нового фильма Юрия Быкова «Завод»? Сам режиссёр считает, что это был стратегический просчёт. Наверное, лучше, чем он, понять проблему изнутри никто не сможет. Но мы немного поразмышляем.
Фильм о том, как рабочие завода берут в заложники владельца предприятия, потому что тот зарплату не платит, держит в напряжении от начала и до конца. Тут есть и разговоры о справедливости, и перестрелки. Вроде баланс соблюдён. На одной чаше весов – экшн, на другой – социальная драма. По идее, должно понравиться широкому кругу зрителей. Но чуда не случилось. Может, потому что он снят за приличный бюджет про тех людей, которые в кино либо вообще не ходят, либо смотреть на свои проблемы на большом экране не хотят. Ходят они как раз на те картины, которые так активно противопоставляются «Заводу». Нет, не то чтобы все поголовно проигнорировали фильм, это не так. Свой постоянный и преданный зритель у режиссёра есть. Однако этой аудитории явно недостаточно, чтобы покрыть расходы на производство фильма, который целиком сделан на частные средства, вскрывает социальные язвы и не имеет государственной поддержки. Недостаточно тех, кто любит и платит, в то время как тех, кто любит и не платит гораздо больше.
Странно думать, что в той стране, про которую Быков снимает кино, все зрители сразу взяли и враз бросили вредную привычку смотреть кино на халяву
Вспомним хронологию событий. Приняв очень близко к сердцу и кошельку (своему и продюсеров) провал в прокате, Юрий сжигал себя глаголом, не стесняясь в выражениях, чем «Лента.ру» не преминула воспользоваться, вынеся в заголовок слово «с ярко выраженной экспрессивной окраской».
Проведённый флэшмоб в сети «В контакте» («Вторая смена»), который призывал сходить на «Завод» во второй раз, купить билет другу или просто купить и не пойти, не спас положение. Хотя были и те, кто выкупал целые залы (есть небедные поклонники творчества режиссёра из народа). Позже, немного успокоившись, Быков сказал, что, мол, понял: его зритель в Сети, любит кино в одиночестве и… подумать. Поэтому смотрите «Завод» на легальной площадке START, а не пользуйтесь пиратскими сервисами – уважайте труд рабочих от кинематографа. Итак, третья смена началась – будем ждать комментариев режиссёра по поводу онлайн-проката. Хотя всем хорошо известно (да и Юрий это не раз отмечал), что в Интернете кино слабомонетизируемо (читай – российское кино, в российском же Интернете). Смеем предположить, что виной тому не только сами пираты, но и зрители, воспитанные ими, привыкшие к тому, что искусство должно быть «общедоступным». Это вопрос ответственности и экономических возможностей. В конце концов, кино – это не предмет первой необходимости, им можно и пренебречь, не заплатив. Много звёзд на небе должны выстроиться в один ряд, чтобы потребление контента в России стало цивилизованным. И странно думать, что в той стране, про которую Быков снимает кино, все зрители сразу взяли и враз бросили вредную привычку смотреть кино на халяву.
Но даже осознание того, что «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера потерпел крах в прокате, но приобрёл позже статус культового, не сможет увести от тревожных мыслей создателя «Завода»
Очевидно, что фильм будет иметь широкий спрос в Сети среди любителей нашего кино и кино про нас. Но даже осознание того, что «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера потерпел крах в прокате, но приобрёл позже статус культового, не сможет увести от тревожных мыслей создателя «Завода». По мнению Быкова, больше денег ему на создание такого рода кино никто не даст. Тогда, в 1999-м, тоже можно было рассуждать, почему «Клуб» провалился, и предположить, что поспособствовало этому тривиальное название, которое ничего, кроме ассоциаций с фильмами про кунг-фу, не вызывало. Зрители просто не успели подумать, что перед ними кино совсем иного свойства, с гораздо более глубоким смыслом – высказыванием целого поколения клерков, которых всё достало. Кстати, там тоже речь шла о противостоянии простых смертных капиталу, но в несколько ином ракурсе.
Хочется верить, что этот жаждущий зритель есть, просто до него не дошли сообщения о том, что иное кино идёт в прокате. Киноклубы должны помогать информировать и сплачивать такие сообщества по интересам
В одночасье зритель не станет платить за контент в Интернете и не кинется массово посещать кинотеатры для просмотра драматических, а не только развлекательных картин. Однако хочется верить, что этот жаждущий зритель есть, просто до него не дошли сообщения о том, что иное кино идёт в прокате. Киноклубы должны помогать информировать и сплачивать такие сообщества по интересам, но это совсем другая и долгая история.
Далее спойлеры. Если говорить про сам «Завод», то это своеобразный финал «дураковой» (назовём её так) трилогии. Первым фильмом в ней был «Майор» – история про человека, который попытался пойти против системы, являясь её частью. В «Дураке» персонаж-идеалист доходит до конца, не пасуя перед обстоятельствами, но получается так, что те, за кого он боролся, оказались ничем не лучше тех, от кого он их защищал. В «Заводе» же мы видим взросление того дурака-максималиста, который против системы идёт, но к финалу совсем не понимает зачем. Это самый неоднозначный финал режиссёра. Он «про подумать», а не только «про посокрушаться о несправедливости окружающего мира». Может, и поэтому в том числе на фильм массово не пошёл зритель, «сарафан» сработал – в финале никакой революции не будет, – поэтому люди тихо про себя разочаровались, вспоминая прошлые работы Быкова, и не стали солидаризироваться с режиссёром в его представлениях о мироустройстве. Но он и не должен быть всегда одинаковым – это его человеческое право, в конце концов.
Если говорить про сам «Завод», то это своеобразный финал «дураковой» (назовём её так) трилогии. Первым фильмом в ней был «Майор»
Мир, или, как принято говорить, вселенная, фильма «Завод» совершенно игнорирует современные средства коммуникации, которые могли бы помочь главному герою добиться цели меньшей кровью – например, отправить видеообращение с признаниями олигарха посредством социальных сетей, а не дожидаться архаичных телевизионщиков. Поэтому комментарии некоторых зрителей, которые «только что посмотрели фильм про 90-е, но в нашем временном отрезке», вполне обоснованы. Но режиссёр подобные вещи игнорирует, его метод – античная трагедия в современных декорациях, в которой позволительны и не такие допущения.
5 февраля в Краснодаре прошёл спецпоказ фильма «Завод». После просмотра зрители обсудили картину. О том, что они говорили можно прочесть здесь.
Кинообозреватель Алексей Двоеглазов