Картина «Фри-соло» о восхождении смельчака на 900-метровую каменную глыбу без страховки, получившая в этом году «Оскара» за «Лучший документальный фильм», оказалась неоправданно затянутой, нарочито деланной и лишённой философии.
Цитата из фильма «Никогда не видел такой красивой щели!», вынесенная в заголовок, отражает основную суть ленты. Действительно, от такой красивой щели, как выразился главный герой Алекс Хоннольд, дух захватывает. Она уходит вверх, в облака, и манит отчаянных парней ввысь, без страховки, потому что со страховкой уже давно не интересно. Отметим, что гору Эль Капитан в Калифорнии таким способом ещё никто не покорял, до недавнего времени…
Про сексуальные коннотации речь не ведём, хотя любители психоанализа могут сами их оценить
Фри-соло – термин, который, как легко догадаться, подразумевает восхождение без каких-либо спецсредств, если не считать мешочка с магнезией для обеспечения надежности хвата. Без сомнения, фильм режиссёров Джимми Чина и Элизабет Чай Васархели сделан мастеровито и со знанием дела не только в области сценарно-операторских изысков, но и альпинизма-скалолазания. Однако холодный расчёт не оставляет ни послевкусия, ни почвы для размышлений. Документалка является той красивой щелью в скале, но не более того. Про сексуальные коннотации речь не ведём, хотя любители психоанализа могут сами их оценить.
Начнём с того, что бросается в глаза. Без ущерба для заложенного смысла хронометраж можно сократить как минимум вдвое. Бесконечные повторы сборов и подготовок, как кажется, искусственно разбавлены любовной линией. Вот жил человек спокойно без девушки, но с приходом съёмочной группы чудесным образом появилась и она. Жизнь скромного парня заиграла новыми красками. «Я никогда не падал, пока у меня не было девушки». А девушка, между прочим, тоже спортсмен со стажем, не удерживает верёвку во время тренировки перед восхождением, а многоопытный фрисолист падает с небольшой высоты и ломает ногу. А потом кадры, в которых он с гипсом продолжает тренироваться, преодолевая трудности. А потом погода подводит, и он думает: нет, не пойду. А потом опять – пойду!
Заведомо известно, чем заканчиваются такого рода фильмы. В них важен сам процесс и… рассуждения. Вот зачем главный герой лезет вверх? Ответ один: я дерусь потому, что я дерусь. Есть цель? Я достигаю. Размышляя над фильмом, на ум приходит картина российского режиссёра Антона Калюжного «Выход» – о бэйсерах (парашютистах, прыгающих со сверхнизких высот), который очень близок по тематике – экстремальный спорт. Антон снимал свою картину, в которой он и есть главный персонаж, 12 лет, начиная с того момента, когда он увлёкся бейсджампингом. За время создания картины мы узнали много историй о реальных смертях его товарищей, а не брошенное походя главным героем «Фри-соло»: «Да, я слышал о смертях. Но мои друзья пока живы». Вот не нужно в развлекательном фильме таких подробностей, мы лучше ещё раз облетим скалу на беспилотнике и включим бессмысленные воспоминания из детства главного героя, который якобы не любил обниматься.
Герой не меняется за время пути, несмотря на все усилия авторов скроить зрительскую историю
Алекс Хоннольд, несомненно, человек бесстрашный, но не отчаянный – маршрут он продумывает до мелочей и за этим процессом интересно следить. Однако цель спортсмена – гора. Когда он её достигает – сбывается американская мечта. Дошёл. Всё! Он не меняется за время пути, несмотря на все усилия авторов скроить зрительскую историю по всем канонам игрового кино. Персонаж просто переместился из точки «А» в точку «Б».
Продолжая сравнивать «Фри-соло» с картиной Калюжного, мы заметим, как герой – сам режиссёр – не раз задаётся вопросом: а зачем я это делаю? Каков мой путь? Разве в бессмысленном риске есть цель? Эгоизм? Адреналиновая зависимость? Он приходит к Богу. Звучит пафосно? Но зато честно. Фильм Калюжного ведь не только про опасные прыжки, он про жизнь после смерти в том числе. Пусть не своей.
Кинообозреватель Алексей Двоеглазов