Драма, о послевоенном Ленинграде. История о невыносимых условиях жизни мигрантки. Фильм о том, что надо говорить, а не только заниматься сексом. Кино, где поэзией становится ограбление банка. Достойная картина про набившие оскомину 90-е и «Текст».
1. «Дылда»
Фильм «Дылда» принёс режиссёру Кантемиру Балагову, помимо прочих наград, приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале. Напомним, что это всего лишь вторая полнометражная работа молодого автора, первая – «Теснота».
Драма, переносящая нас в послевоенный Ленинград, без прикрас рассказывает о времени и о противоречивой дружбе двух женщин, изуродованных войной. Несмотря на страшную разруху, каждая из них мечтает быть женщиной и мечтает о счастье, какую бы цену за это ни пришлось заплатить.
2. «Айка»
Актриса Самал Еслямова, исполнившая роль Айки, получила в Каннах приз за лучшую женскую роль. Кстати, картина, действия которой развиваются в течение семи дней, находилась в производстве семь лет.
Режиссёр и сценарист Сергей Дворцевой рассказал историю о невыносимых условиях жизни трудовой мигрантки в заснеженной Москве. Всё настолько тяжело, что ей приходится оставить в роддоме своего новорождённого ребёнка. Но сможет ли она смириться с разлукой? Живая и нервная камера очень точно передаёт всю гамму чувств, которые испытывает Айка.
3. «Верность»
Пока престижных наград этот фильм не взял (всё ещё впереди), но кадр из «Верности» стал обложкой журнала «Искусство кино» (11/12, 2019) и получил приз от издания как лучший российский фильм года, что само по себе дорогого стоит.
Режиссёр Нигина Сайфуллаева вместе со сценаристом Любовью Мульменко прошли по очень тонкой грани как в изобразительном плане, так и в диалогах. В жизни этого много, а вот кино, которое, поднимая очень важную тему, выходило бы на диалог со зрителем, практически нет. Фильм «Верность», вначале называвшийся «Ревность», рассказывает нам о маленьком зерне недоверия, которое может привести к краху взаимоотношений… А ведь надо было всего лишь поговорить. В главных ролях – Евгения Громова и (в совершенно непривычном амплуа) Александр Паль.
4. «Большая поэзия»
Два друга – Витя (Александр Кузнецов) и Лёха (Алексей Филимонов), – когда-то принимавшие участие в боевых действиях в Луганске, на гражданке работают в ЧОПе. Периодически перевозят чужие деньги и на досуге сочиняют стихи. И нет в их жизни настоящей поэзии, равно как и ничего другого хорошего – настоящей любви, тёплого места под солнцем, денег.
Безусловно, фильм режиссёра Александра Лунгина (сын Павла Лунгина) будут сравнивать с балабановским «Братом». Действительно, у Данилы и Вити есть сходства, но есть и кардинальные отличия… Это кино – стихи в прозе жизни, где самым неизбежным поэтическим высказыванием может стать ограбление банка. Это кино лишь хочет показаться боевиком в реалиях современной России под рэп-аккомпанемент. На самом же деле оно гораздо тоньше. Мою рецензию на фильм читайте по этой ссылке.
5. «Бык»
И… приз в номинации «Лучший дебют» присуждается режиссёру Борису Акопову за фильм «Бык». Стоит отметить, что этой картине также необходимо дать статуэтку за лучшее музыкальное оформление – стильное и передающее атмосферу времени, о котором идёт речь в фильме.
Сейчас трудно снять действительно достойное кино про набившие оскомину девяностые. Однако Акопову это удалось… У мудрого юноши, не по своей воле ставшего на тропу войны, – благородное сердце, по-настоящему бычье сердце. Разве может эта метафора не вызвать симпатии?.. По сюжету лидер небольшой криминальной группировки Антон Быков, по прозвищу Бык, получает от криминального авторитета задание, от которого не может отказаться…
6. «Текст»
Благодаря книге-бестселлеру Дмитрия Глуховского (на основе которой он сам и написал сценарий), активной рекламной кампании и скандалу, разразившемуся в Сети из-за сцены с участием Кристины Асмус и Ивана Янковского, пройти мимо этого фильма сложно. Но смотреть его стоит всё-таки по другой причине. Картина, не забывая сковырнуть социальные язвы современной России, поднимает очень актуальные темы – как технологии проникают в общение и к каким последствиям это может привести.
Режиссёр Клим Шипенко снял фильм о бывшем студенте филфака Илье Горюнове (Александр Петров), который выходит из тюрьмы, отбыв наказание по сфабрикованной статье о наркотиках. Полная опустошённость и непонимание, куда двигаться дальше, приводят его к обидчику – полицейскому Петру Хазину (Иван Янковский). Илья совершает поступок, имеющий катастрофические последствия. Более того, у него в руках оказывается телефон Хазина со всеми контактами и личной информацией. С этого момента Горюнов для всех становится Хазиным – через текст на смартфоне.
Алексей Двоеглазов
Статья впервые опубликована на Дзен-канале «Смотри в оба!».