Уже 23 года Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» в условиях серьёзного урезания финансирования изо всех сил старается склеить осколки бывшего Союза хотя бы в кинематографическом пространстве.
Важное дело – где ещё увидишь фильмы лучших представителей национальных кинематографий, которые если и имеют прокат, то зачастую только в своих странах. Однако фестивали и Интернет помогают отчасти решить эту проблему. Ким Ки Дук и Такеши Китано тоже были неизвестны широкому кругу зрителей в России, пока за них не взялись дистрибьюторы артхаусного кино. Наша же задача состоит в том, чтобы привлечь внимание простого зрителя к интересным и неоднозначным работам.
Посмотреть все фильмы на одном взятом кинофестивале удаётся только человеку с тремя головами, то есть никому. Это физически невозможно – находиться одновременно сразу в нескольких местах и не валиться с ног от передозировки искусством. Такое количество фильмов на единицу времени обволакивает и засасывает в кинематографическую матрицу, после чего жизнь за периметром зрительного зала уже начинает казаться чем-то ненастоящим. Здесь можно ощутить вибрации, исходящие от режиссёров, актёров, сценаристов, маститых критиков, людей, которые могут посыпать голову пеплом и заниматься искусством ради искусства. За свои, за кровные. Здесь можно проникнуть в их творческую лабораторию, задавая вопросы на пресс-конференции. Это дорогого стоит. Главное – не заснуть посреди фильма и своим храпом переутомления не потревожить мятущийся дух создателей, которые неожиданно могут оказаться рядом и потом, после сеанса, сказать: «Видел я, как вам понравилось!» Здесь на сеансе с синхронным переводом можно услышать до боли знакомый голос, который в девяностые годы переводил боевики. Его обладателем окажется Василий Горчаков, который с радостью согласится на интервью и обстоятельно ответит на все вопросы без купюр.
Здесь можно увидеть короткометражки, прошедшие двойную степень просеивания – сначала их отобрали для фестиваля «Святая Анна», а уже после самые лучшие из них отправились на «Киношок» в конкурс «Границы шока». Выбор отборщиков, настроение и темы с каждым годом меняются и предугадать, что будет в следующем, они сами не всегда могут. Этот смотр короткометражек явил миру новое слово – трубля, которое означает, что творческий процесс гораздо важнее результата, этакая арт-терапия.
Вообще же «Киношок» – это собрание людей по интересам, где все давно друг друга знают и ходят на мероприятия организованными группами. Даже местные жители – анапчане имеют опыт попадания в кулуары. На церемонии открытия, когда мы пробирались к своим посадочным местам, женщина, рассаживавшая вновь прибывших, поинтересовалась у нас: «А вы от какого депутата?..» Есть в этом что-то трогательное. Как и в том, что Виктор Мережко, долгие годы возглавлявший смотр, в этом году категорически отказался принимать активное участие в фестивальной жизни, сославшись на нечеловеческую занятость. Но руководство фестиваля не стало менять президента на переправе, и Виктор Иванович остался в должности, но уже в заочной форме. Такие традиции. Даже ураганный ветер, вырывавший деревья с корнем и выдавливавший стеклянные витрины, не смог омрачить просмотр увлекательного кино. Кстати, руководство пообещало перенести фестиваль на начало сентября, что не может не радовать постоянных посетителей мероприятия.
Всё, что удалось посмотреть и что оставило неравнодушным на прошедшем «Киношоке», мы объединим в небольшой обзор. Приятного чтения и – кому повезёт – просмотра.
Начнём с драмы «Кукурузный остров» грузинского режиссёра Георгия Овашвили, участвовавшей в конкурсе полнометражных фильмов и получившей Гран-при фестиваля. Островок на реке, отделяющей Абхазию от Грузии, намывает каждый год и так же смывает. Один старик решает, что это лучшее место, чтобы выращивать кукурузу. Вместе с 16-летней внучкой, у которой погибли родители, они строят хижину и возделывают своё маленькое поле. Это притча о сотворении мира и потопе, где практически нет диалогов – всё понятно и без слов. Любители Ким Ки Дука должны оценить. Читать полную рецензию на фильм.
Принимавшая участие в конкурсе полнометражных фильмов российская картина «Сын» Арсения Гончукова, также не осталась без приза. Актёр Алексей Черных был признан лучшим исполнителем мужской роли. По сюжету сын собирает деньги на лечение матери за границей, но когда накоплена нужная сумма – она умирает. Теперь молодой человек желает взглянуть в глаза сестре и отцу, которые давно порвали связь с ним и матерью. Кажущаяся простой история оборачивается тонкой психологической драмой о взрослении, прощении и любви с катарсисом античной трагедии. Кино, способное эмоционально опустошить и вновь наполнить смыслом существование. И, да, оно не цветное, потому что, как говорит режиссёр: «Жизнь в России чёрно-белая». Читать полную рецензию на фильм.
Социальная драма Юрия Быкова «Дурак», показанная во внеконкурсной программе «В фокусе – Россия», вынесла бескомпромиссный приговор всему обществу. По зданию общежития пошла трещина. Дом медленно «плывёт» и по всем расчётам рухнет к утру. К такому выводу приходит обычный сантехник, готовящийся к поступлению в вуз. Надо что-то делать, и он спешит к главе города, которая отмечает свой юбилей. Пир во время чумы. Осознание неизбежности катастрофы приходит с улетучивающимися парами алкоголя. Но как поступят чиновники, когда на кону 820 жизней с одной стороны и шатающееся кресло – с другой. И самое главное – готовы ли простые смертные принять спасительную жертву. Фильм, в котором зритель может узнать себя и ужаснуться. Метафора разрушающегося мира, где в каждом кадре видно, насколько для режиссёра небезразлична поднятая тема. До боли в горле, до разрыва аорты. Предыдущие полнометражные работы Быкова «Жить» и «Майор» нас только готовили к «Дураку» – помните об этом. Читать полную рецензию на фильм.
«Free Range. Баллада об одобрении мира». Именно под таким названием в конкурсе полнометражных фильмов шла драма эстонского режиссёра с трудно выговариваемой фамилией Вейко Ыунпуу. На «Кинопоиске» её можно обнаружить под именем «Открытый диапазон». Молодой и, как кому-то кажется, подающий надежды писатель ищет себя. Однажды Фред, работая журналистом в одном уважаемом издании, позволяет себе сказать всё, что думает о фильме Терренса Малика «Древо жизни». Примерно такая рецензия выходит из-под его пера: «В этом пидорном фильме есть только пидорные люди. Пидорные родители и пидорные дети…» (Именно так звучало это слово в переводе.) Тираж уходит в печать, а карьера кинообозревателя для главного героя в этом издании заканчивается. Положение его усугубляется. Он не видит смысла в жизни, рефлексирует, напивается, дебоширит. В общем, делает всё, что делают люди, которые не знают, куда себя приткнуть. Но что-то в душе Фреда меняется, когда его подруга беременеет. Очень европейский и очень понятный фильм для каждого доморощенного философа, по стилистике напоминающий Антониони. И в нём есть что-то от «Курьера» Шахназарова, только здесь главный герой взрослее – он уже успел окончить институт и теперь живёт в Эстонии. Читать полную рецензию на фильм.
Российская драма «Испытание» Александра Котта, ранее получившая главный приз «Кинотавра», наград в основном конкурсе «Киношока» не взяла, если не считать приза за лучшую музыку. Похоже, жюри решило быть оригинальным и не повторять выбор коллег. Доподлинно неизвестно, имели ли место испытания водородной бомбы под Семипалатинском в 1953 году. Но на этих предположениях автор сценария и режиссёр построил полнометражный фильм-притчу об апокалипсисе. На фоне приближающейся катастрофы разыгрывается классический любовный треугольник. В казахской степи два молодых человека не могут поделить одну девушку, и она сама тоже не торопится сделать выбор. Насыщенный яркими символами, визуально идеальный, где-то даже чересчур красивый фильм, созданный без единого слова, звучит, как музыкальное произведение, и в финале разряжается фугой. Полтора миллиона долларов и пять страниц синопсиса оказались достаточным условием для того, чтобы создать картину, на которой будут демонстрировать уроки мастерства в киношколах. Читать полную рецензию на фильм.
Начавшийся как эксперимент конкурс альманахов Omnibus стал постоянным смотром и вот уже третий год подряд выставляет на суд зрительского голосования сборники короткометражек, объединённых одной темой. Фильм белорусского режиссёра Андрея Кудиленко «Хард ребут» – не совсем альманах. Это скорее музыкальный неохоррор, который разбивается на ряд своеобразных клипов. По структуре он чем-то напоминает «Кислород» Ивана Вырыпаева, но создан, так сказать, на документальной основе. Участники популярной группы Noize MC, чтобы отдохнуть от изматывающей гастрольной жизни, разобраться во взаимоотношениях внутри коллектива и поработать над новым альбомом, уезжают в лесную глушь, где есть заброшенный дом. Там никто не должен мешать – им нужна перезагрузка. Но сделать это не просто. Всё перемешивается: реальная жизнь участников группы, поставленных в необычные условия, сюрреализм, сверхъестественные девочки, алкаши, поющие «Нирвану» на русском языке, приёмы фильмов ужасов и мокьюментари. Адская смесь, которая не оставит равнодушными поклонников группы, которые заодно узнают, помогла ли эта поездка вернуть гармонию в коллектив. Читать полную рецензию на фильм.
Литовско-финская мелодрама Мариуса Ивашкевичуса «Санта» участвовала в конкурсе полнометражных фильмов. Режиссёр картины известен на родине как журналист, драматург, писатель, сценарист, режиссёр театра и кино. На «Киношоке» он не впервые – побеждал в конкурсе короткометражек. По сюжету ленты мать и её семилетний сын едут на родину Санта-Клауса в Лапландию. Под искусственной бородой главного новогоднего персонажа прячется молодой мужчина, который способен изменить их жизни. Но может ли сказка длиться долго? На фоне развивающихся трагических событий весьма оригинально выглядят вставки с боевыми Санта-Клаусами, о которых мальчику рассказывает тот, кто прячется под бородой. Читать полную рецензию на фильм.