addEvent(window, 'load', initCorners); function initCorners() { var settings = { tl: { radius: 20 }, tr: { radius: 20 }, bl: { radius: 20 }, br: { radius: 20 }, antiAlias: true } curvyCorners(settings, "#floatTip"); }
Трубля короткого метра

10.10.2014

Фрагмент постера к фильму Трубля, реж. Андрей Митешин

Смотр короткометражек «Киношока-2014» перешёл на социальное кино, практически полностью отказавшись от экспериментальных лент, затронул украинскую тему и ввёл в обиход новое слово «Трубля», точно отражающее творческие процессы современности.


В прошлом году в интервью нам один из кураторов короткометражного конкурса Виктор Прокофьев говорил: «Кинокритики, режиссёры, журналисты обвиняли нас в нехватке историй из жизни при обилии авангарда. Мы разделили программу. Одна её часть остаётся поиском нового в киноязыке, вторая же будет в рамках самого фестиваля – кино из стран СНГ и Прибалтики».

В этом году вся программа «Границ шока» стала социальной. «Нет, это не связано с критикой или давлением на нас, – говорит ещё один куратор конкурса Лида Канашова. – Просто экспериментального кино стало меньше в потоке. Кроме того, происходящие на Украине события уже подсознательно заставляют ориентироваться и на них тоже».

Последнюю фразу иллюстрирует фильм украино-швейцарского производства (режиссёр Леся Кордонец) «Балажер. Коррекция действительности». Это лента о нескольких сёлах в Закарпатье. Географически они находятся в паре километров от Евросоюза, но по условиям жизни застряли в СССР. Один день водителя рейсового автобуса, развозящего селян. Безвременье. Будто и не было распада Союза, двух десятилетий независимости, словно произошла ядерная война и мира вокруг уже много-много лет нет: ржавеет техника, стареют люди, надежда на будущее отсутствует.

В такой же ситуации мрака повседневной жизни проходят дни героинь русской картины «Арал-тур International» режиссёра Алёны Рубинштейн. Иностранные туристы приезжают полюбоваться ржавыми кораблями на берегу пересохшего Аральского моря. Девушки мечтают влюбить в себя иностранца и уехать с ним за рубеж. Ещё одно разочарование, французу любопытны красоты и абсолютно не интересны его две проводницы.

Ещё более беспросветная ситуация у девочки, живущей в семье алкоголиков, в литовско-эстонской ленте Оксаны Бурой «Лиза, домой!» Фильм получил Гран-при фестиваля в коротком метре. Эта история оказалась близка жюри, в состав которого в этом году вошли режиссёр и сценарист Александр Зельдович, кинокритик Никита Карцев, актриса и режиссёр Яна Троянова.

К этой же категории можно отнести русский фильм «Олька» Надежды Бердичевской. Молодая бизнес-вумен приезжает по делам в провинциальный город, и ей вдруг становится интересно примерить на себя жизнь шалавы с рабочей окраины.

А вот украинская лента «Листопад» Маши Кондаковой – совсем другая. Это кино в балабановском духе. Наёмный убийца скрывается от преследования в квартире дворничихи с района. У обоих возникает желание изменить свою жизнь, но прошлое не отпускает.

Фильм «Зоин день» Юлии Волковой близок к социальному кино, но в нём присутствуют элементы мистики. «В какой-то момент персонажи начали жить своей жизнью, без моего участия», – рассказала Юлия после показа. По сюжету обаятельная молодая женщина по имени Зоя блуждает по городу, терпеливо выслушивает рассказы таксиста-неудачника, но сама никому не выдаёт своей боли… К слову сказать, режиссёр является директором кемеровского кинофестиваля «Видение» и уже принимала участие в программе альманахов Omnibus в рамках «Киношока» в прошлом году – как один из авторов проекта «Буриме. Игры в темноте». (Полностью фильм «Зоин день» можно посмотреть по этой ссылке).

«Конец эпохи» Софьи Чернышёвой – историческая драма по рассказу Дины Рубиной «Любка» о деле врачей 1952 года. Она, кстати, получила «специальный приз за режиссуру, сценарий и актёрские работы: большой кинематограф, воплощённый в малой форме». По словам самого режиссёра, Рубина об экранизации не знает и вообще к фильмам по своим произведениям относится негативно. «Сообщу я ей в том случае, если у короткометражки появится возможность коммерческого проката, что маловероятно», – заявила Софья Чернышёва на пресс-конференции.

Точно такой же специальный приз получил вызвавший восхищение зрителей фильм братьев Райтиса и Лауриса Абеле, рок-музыкантов с философским образованием из Латвии, снявших импрессионистскую экзистенциальную драму «Свин-кастрат». Это рассказ о парне, поющем в хоре и пасущем свиней. Из-за развившегося в детстве заболевания он был кастрирован и служит объектом насмешек в деревне. Но однажды берёт нож, нитки с иглой и идёт в свинарник… А дальше будет уже совсем линчевская история, невероятная по красоте видеоряда и глубине затронутых проблем.

Фильм Андрея Митешина «Трубля» ввёл в разговорный язык зрителей новый термин. Что такое трубля? Слово из крестьянского лексикона. Зимой мужики, чтобы не бухать и не маяться, собирались и «музычку бренькали почём зря». Ради творческого процесса, где результат не столь важен. «Многое, что мы делаем, – это тоже трубля, даже если просто говорим о кино – трублим», – поясняет Митешин. По сути, так оно и есть. Фильмы, представленные на конкурс, – это либо дипломные работы, либо ленты, снятые за свои деньги или за крохотный бюджет. Прокатной судьбы у короткого метра нет. Засветиться и делать более денежные проекты – единственный путь. Но как? Пока авторы ищут каждый свою дорогу в большой кинематограф, их творчество – трубля. Отборщики «Границ шока» жаловались: мол, сегодня нечего отбирать в фестивальную программу, несмотря на то что процесс съёмки резко удешевился и стал более доступным. Интересно и то, что среди представленных работ не было ни одной, снятой на плёнку. «Во ВГИКе – вечные экранизации Чехова и Вампилова, Платонова… В Питере – постоянные исторические параллели ищут, – говорил куратор короткометражного конкурса Виктор Прокофьев на круглом столе „Кино завтрашнего дня“, – вот что действительно порадовало, где почувствовалось дыхание свежего воздуха, так это кампус в Абрау-Дюрсо».

Речь о кампус-проекте Московской школы нового кино. Работы оттуда были представлены на «Киношоке» вне конкурса. 30 студентов вывезли в Абрау-Дюрсо, разбили на десять съёмочных групп, которые за пятнадцать дней сняли 12 работ. Три из них начали путешествовать по фестивалям. Body’s memory Валентины Антоновой, «Тишина» Максима Шавкина и «Презрение» Жанны Карабалаевой оказались чересчур экспериментальными и непонятными для зрителей, но плодотворными для создателей. Карабалаева в этом году уже привезла на конкурс «Границы шока» российско-киргизско-болгарскую полудокументальную ленту «Софи» о цыганском гетто.

В обзоре указаны не все фильмы конкурса короткометражного кино «Границы шока», а только те, которые позволяют выявить какие-то тенденции в этом направлении творчества.  Вообще же, главными темами короткометражного конкурса этого года (в прошлом – конфликт поколений) были женская и мультикультурная истории. Человек на чужой территории. Трубля иных пространств, обычаев и привычек.

Чтобы подтвердить теорию трубли в действии, организаторы «Киношока» предложили участникам конкурса короткометражного кино, сделать сверхкороткие фильмы прямо на фестивале. Вот одна из работ: 

О XXIII Открытом фестивале кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» читайте в материале «По следам «Киношока-2014», опубликованном на сайте StrangeFilm.org


Комментарии

  1. Жекоz:

    «Лиза, домой!», конечно, жесть