Судья Дредд образца 2012 года получился конкретным, не стоящим перед экзистенциальным выбором и не снимающим шлем, что вполне соответствует первоисточнику – английским комиксам из вселенной «2000 AD», которые впервые появились в 1977-ом.
С того времени популярный комикс был экранизирован лишь единожды – в 1995 эту попытку предпринял Дэнни Кэннон, пригласив на главную роль Сильвестра Сталлоне. Фильм тогда достаточно далеко ушёл от сюжета оригинальной графической новеллы. Более того, зрителю был продемонстрирован весь шар головы главного героя, а не только его верхняя и нижняя челюсти. Подобного рода вольности оказались роковой ошибкой, ведь правосудие по задумке авторов комикса должно быть безлико – это был важный момент произведения. Такое надругательство над «святым» вызвало гнев фанатов и номинацию «Золотая малина» за игру Сталлоне. Картина, естественно, не собрала большой кассы, несмотря на свои очевидные плюсы – визуальную схожесть с вселенной комикса и в целом достойную режиссуру. Интерес к персонажу у студий пропал, и только спустя 17 лет было решено возродить непоколебимого борца с преступностью, но не с оглядкой на уже существующий фильм, а в совершенно новой, более жёсткой и очень близкой к первоисточнику интерпретации. И никаких комедийных всполохов, которые в первом фильме лежали на плечах Роба Шнайдера.
В будущем, после ядерной катастрофы, на Земле останется жить 800 миллионов человек, помещённых в особую противорадиационную среду
Напомним, что по версии авторов комикса в будущем, после ядерной катастрофы, на Земле останется жить 800 миллионов человек, помещённых в особую противорадиационную среду. Огромные небоскрёбы, выросшие на «развалинах старого мира», – их новая обитель. В одном из таких зданий и будет происходить 90 процентов действия всего фильма. Город этот носит имя Мега-Сити. За периметром свободной от радиации зоны – выжженная пустыня, непригодная для жизни нормального человека.
В постапокалиптическом городе процветает безработица, что провоцирует беспорядки и распространение преступности. Но в этом хаосе есть судьи, которым позволено выносить приговор на месте преступления и в случае смертной казни приводить его в исполнение, не отходя от кассы. В их рядах – гроза преступного мира легендарный Джозеф Дредд. Однажды к нему приставляют курсанта-девушку с экстрасенсорными способностями для аттестации, так сказать, в полях. Поступает вызов в небоскрёб под названием Peach Trees, расположенный в самом криминогенном из всех криминогенных районов города. Заправляет здесь банда кровожадной Мамы, по местному приданию оскопившей своего сутенёра собственными зубами. Тройное убийство. Дредд с напарницей, именуемой Андерсон, по горячим следам находят свидетеля, который поможет распутать дело. Но из здания его вывести не суждено – перед носом захлопывается дверь. Небоскрёб заблокирован стальным панцирем, предназначенным для защиты в случае радиоактивной опасности. Игра начинается…
Режиссёр Пит Трэвис создал фильм-клаустрафобию. Мрачный и атмосферный. «Крутые стволы» и первая часть «Крепкого орешка» в постапокалиптическом будущем, где выживут немногие, но продолжение неминуемо. Временами создаётся ощущение, что ты в компьютерной игре, в которой всё очень реально и 3D добавляет мрачности из-за своего природного свойства уменьшать освещённость фильма. В игре, из которой ты не можешь выбраться, зависаешь, перестаёшь думать и просто следишь за происходящим. Мясорубка 18+ перемелет и выплюнет под жёсткий скрежет синтетических генерированных звуков. Наркотический трип, показанный с большой виртуозностью. Казалось бы, такой известный приём как рапидная съёмка, может помимо очевидной красоты замедления, дать новый пласт восприятия. Дело в том, что в этом мире в ходу рапидные ингаляторы – новинка наркобизнеса, которая славится эффектом замедления – вроде 3000 кадров в секунду, но которые проиграны в голове употребившего за секунду в 24 кадра. Изменение мира под действием этого вещества показаны зрителю, и он становится невольным, пассивным наркоманом эффекта slo-mo и это способно пустить мурашки по телу.
Мясорубка 18+ перемелет и выплюнет под жёсткий скрежет синтетических генерированных звуков
Несмотря на всю очевидную условность показанного мира, фильм получился настоящим, близким и понятным, как вид из окна – тинэйджеры на скейтах, машины на дорогах, да, да именно машины, а не футуристические повозки. В общем, это такое будущее, которое вот-вот может наступить.
Судья Дредд так и не снимает шлема за весь фильм, кажется, он в нём спит, ходит в душ и занимается сексом. Карл Урбан, исполнитель главной роли, достойно справляется с этой задачей, выставляя челюсть вперёд как можно дальше и пренебрежительно опуская уголки губ вниз. Похожая ситуация произошла с Бэйном в фильме «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», только там у Тома Харди был скрыт под маской рот.
Сам же персонаж волею сценаристов не ставится в ситуации непростого выбора между законом и здравым смыслом, как это было в фильме 1995 года. Он не попадает в такие обстоятельства, которые заставили бы его задуматься, над тем, что закон слеп и не в каждом случае стоит ему следовать. Он не испытает этого на своей шкуре, как испытал Дредд, исполняемый Сталлоне. Этот персонаж не перерождается на глазах, всё, что могло с ним произойти вехового – произошло раньше, до начала фильма. Он статичен и прямолинеен. Что ж, такой вариант развития сюжета тоже имеет свои преимущества, как доказал нам новый фильм. Такой Дредд – вечный Дредд.
Судья Дредд волею сценаристов не ставится в ситуации непростого выбора между законом и здравым смыслом, как это было в фильме 1995 года
Фильм в оригинале назван просто – «Дредд». Это расставляет всё по своим местам. Известно, что в комиксах он выходил на тропу войны и с Хищником, и с Чужим, и с массой других подонков и негодяев со всех уголков вселенной. Поэтому у вновь возрождённого персонажа есть все шансы радовать своих поклонников бесчисленным количеством сиквелов.
Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Югополис»