Сколько зарабатывает актёр в массовке блокбастера, как стать членом Гильдии киноактёров США и что скрыто от телезрителей на церемонии вручения «Оскара» – в интервью американской модели и актрисы родом из Краснодара Анны Аваевой.
Анна снималась в массовке и эпизодах фильмов и сериалов, среди которых «Секс в большом городе», «Человек-паук 3», «Правила съёма: Метод Хитча», выносила статуэтки на церемонии вручения «Оскара».
Она уехала из России пятнадцать лет назад по студенческой визе. В Краснодаре Анна училась одновременно на географа и лингвиста. После переезда в Штаты девушка работала горничной, продавцом, потом попала в модельный бизнес, а оттуда до кино – один шаг.
ЗАРАБОТОК МАССОВКИ
– Анна, как вы начали сниматься в кино?
– Первые предложения были через модельное агентство. Девушка в баре в эпизоде «Секса в большом городе», девушка на дискотеке, в клубе и т. п. Постепенно приглашать стали чаще, появились роли со словами, я пошла на курсы актёрского мастерства, сделала профессиональные снимки для портфолио, перебралась из Нью-Йорка в Калифорнию. Есть актёры, которые всю жизнь играют в массовке. У них нет амбиций, им нужна стабильная работа, и они снимаются почти каждый день, но мне хотелось большего. Я начала искать роли с диалогом, участвовала в маленьких проектах, студенческих фильмах, короткометражках, работах независимых режиссёров. Это хорошая актёрская школа, в массовке артист мало развивается. Здесь же не было громких имён, но у меня появились большие, а иногда и главные роли.
– Что лучше оплачивается: большая роль у независимого режиссёра или секундное появление в блокбастере?
– Блокбастер финансово выгодней, в независимом кино часто соглашаются сниматься за бесплатно, просто чтобы была интересная роль в портфолио. В блокбастере за появление в кадре без слов платят 75 долларов в день, если ты член Гильдии киноактёров США – 115 долларов. Если съёмки длятся больше восьми часов, опоздали с обедом, Гильдия киноактёров добивается повышения гонораров, в такие дни можно заработать до 300 долларов. Если набирают массовку в рекламу, то там расценки начинаются от 325 долларов. Хорошо платят в телешоу. У меня была небольшая роль, и сцена длилась всего секунд сорок, но снимали долго, и в тот день мне заплатили две тысячи долларов.
Опять же, многое зависит от бюджета фильма: если он крохотный, то гонорар актёров массовки – сто долларов в день (по стандартам Гильдии). Больше бюджет – и гонорары, соответственно, растут. У звёзд, понятно, индивидуальные контракты.
ТРИ ВАУЧЕРА ДЛЯ ЗОЛУШКИ
– Как попадают в Гильдию киноактёров и что это даёт?
– Гильдия – это профсоюз, защищающий права актёров, член Гильдии считается профессиональным актёром. Те, кому дают роль со словами в студийном фильме, автоматически получают право на вступление в Гильдию. Для массовки есть система ваучеров. По правилам на площадке должен находиться оговорённый минимум профессиональных актёров. К примеру, из 150 человек, задействованных в массовой сцене, 85 должны быть профессионалами, а 65 могут быть не из членов Гильдии. Но вот кто-то не смог прийти, в результате на площадке оказалось меньше 85 профессионалов. В этом случае представители Гильдии заключают на день полноценный контракт с одним из непрофессионалов, чтобы формально соблюсти правила. Он получает такой же гонорар, как и профессионал, а также ваучер. Три таких ваучера дают право на вступление в Гильдию. Это шанс. Набрать три ваучера можно быстрее, чем дождаться роли со словами. Я вступала в Гильдию по ваучерам, три года их собирала. Было это двенадцать лет назад.
Сейчас появился третий путь стать профессиональным актёром в Голливуде – заключить договор на съёмки в интернет-сериале. Бюджеты в таких проектах крошечные, актёрам зарплату могут совсем не платить, но договор должен заключаться, чтобы оговорить все нюансы на съёмочной площадке. Этот договор и даёт право на вступление в Гильдию. А дальше поднимается твой профессиональный статус, Гильдия отстаивает твои права и гонорары. Но и у тебя уже есть обязательства – нельзя, к примеру, сниматься в фильмах, не заключивших договор с Гильдией киноактёров.
СТЁБ НАД ШТАМПАМИ О РОССИИ
– Давайте о любимых ролях поговорим.
– В прошлом году вышла короткометражка со мной в главной роли. Фильм идёт двадцать минут, он ещё ездит по фестивалям, в Интернете есть только трейлер. На русский я бы перевела название как «Тихий плач». Я там играла русскую эмигрантку, работающую на заправке в Техасе, слабо говорящую по-английски. Она слышит по радио, что похищен ребёнок и подозревает в похищении человека, остановившегося на этой заправке. Она работает нелегально, копит деньги, чтобы перевезти в Америку сына, оставшегося в России, с полицией ей общаться нежелательно. Конфликт для девушки в том, что она не может не вмешаться в историю с похищением, а если вмешается, то лишится работы. Фильм тяжёлый, но у героини есть смелость переломить ситуацию, появляется надежда.
Совершенно другой образ в моём шоу «Никогда не говори “нет”» (Never Say Nyet). Я играю там, по сути, саму себя – русскую актрису, которая устала от того, что ей постоянно предлагают роли стриптизёрш, и хочет что-то изменить. Это комедийный сериал про штампы о русских в Америке. По жанру – псевдодокументалка, героиня которой пытается создать шоу о русской культуре в Голливуде. Во время съёмок она сталкивается со множеством стереотипов о России, которые и рождают комичные ситуации. Мой напарник по этому проекту писал сценарии к нескольким сериям «Симпсонов», в комедии он человек подкованный. Пару лет назад мы сняли пилотную серию, а потом объявили сбор денег на краудфандинговой платформе. При этом не было массированной маркетинговой компании, публикаций в СМИ, я просто разослала ссылку знакомым, те переслали своим знакомым, каждый перечислил понемногу. За два с небольшим месяца мы собрали 12 тысяч долларов на пять серий по пять минут и отсняли весь сезон. Сейчас идёт монтаж и озвучивание.
– В России нет модели заработка на веб-сериалах, в Америке она есть?
– Тут тоже нет. Единственная надежда, что продюсеры увидят в нём потенциал и купят для телевидения. Есть подобные примеры. Другого варианта монетизации нет. Надеюсь, наш сериал купят для ТВ, но в первую очередь для меня важно иметь возможность делать что-то интересное.
ДУБЛЁРЫ ЗВЁЗД НА «ОСКАРЕ»
– В чём заключается главная сложность для русской актрисы в Голливуде?
– Акцент. У меня он ещё есть. Наверное, буду избавляться, есть специальные курсы. Американцы любят аутентичность, и пока у меня есть акцент, мне в основном будут предлагать играть иммигранток. Вот случай. Я прошла кастинг и получила роль агента ЦРУ в шпионском фильме. Сценаристу пришлось дописать в сценарий, что я перебежчица из КГБ, чтобы было понятно, откуда у агента ЦРУ русский акцент.
– Вы выносили статуэтки на церемонии вручения «Оскара», как туда попадают?
– Мне повезло. Им не хватало одной девушки, и знакомый, который там работал, пригласил меня. Это было всего на одной церемонии, в 2010 году. Я выносила «Оскары» в номинациях «Лучшая песня» и «Лучший монтаж».
– Есть что-то, чего мы не знаем о церемонии, смотря её в трансляции?
– В трансляции зал всегда полон, иначе быть не должно. Но звёзды – живые люди, могут встать и выйти. В этом случае их место сразу же занимают актёры массовки – «заменители». Они стоят наготове во фраках и вечерних платьях, специально для таких случаев. Когда звезда возвращается, «заменитель» уступает ей место и уходит.
– «Оскар» тяжёлый?
– Да!