addEvent(window, 'load', initCorners); function initCorners() { var settings = { tl: { radius: 20 }, tr: { radius: 20 }, bl: { radius: 20 }, br: { radius: 20 }, antiAlias: true } curvyCorners(settings, "#floatTip"); }
Ревизия бондианы

31.10.2012

Бонд фокусируется

Фильм о легендарном британском разведчике, вышедший к 50-летию экранной жизни Джеймса Бонда, был просто обязан удивить зрителей. Однако создатели пошли ещё дальше, позволив заглянуть в подсознание агента 007 и проведя экскурс в историю бондианы.


Двадцать третий фильм о буднях одного пуленепробиваемого агента британской разведки MI6 вышел в российский прокат под названием «007: Координаты «Скайфолл». В оригинале просто Skyfall, что означает «Рухнувшие небеса». Это название родового поместья семейства Бондов, где маленький Джеймс провёл своё угрюмое детство и одновременно метафора происходящих с агентом и его ведомством событий. Поместье находится в горной Шотландии и скорее напоминает замок Баскервилей с неотъемлемыми подземельями, болотами и стелящимися туманами.

 Skyfall, что в переводе означает «Рухнувшие небеса» – это метафора происходящих с агентом и его ведомством событий

«Координаты» получились самой длинной картиной из всей серии. И на то есть свои причины. Необходимо было объять необъятное, сохранив и приумножив все элементы жанра. Во-первых, завертеть крупномасштабный экшен с классическими погонями на крыше движущегося поезда, а также на мотоциклах, спорткарах и даже с применением экскаваторов. (Джеймс – он ведь, как Терминатор, всем может управлять с закрытыми глазами, не даром в первых кадрах фильма он появляется на экране в расфокусе с пластикой Т-1000.) Во-вторых, дать волю психологическим конвульсиям, в которых Джеймс умудрится всплакнуть одним глазом, как это некогда сделал небезызвестный политик, так внешне похожий на Дэниэла Крэйга. Ещё создатели успели за это время поиронизировать над штампами бондианы. И всё это, ни разу не дав зрителю зевнуть!

Бабы какие-то непрерывные

Радует тот факт, что бессменные обладатели прав на экранизацию похождений британского шпиона – семейство Брокколи – не боятся экспериментировать с известным всем образом, вливать свежую кровь во франшизу и делать ставку на актёров и режиссёров, до этого не замеченных в подобных проектах. Так произошло в 2006 году, когда на роль Джеймса Бонда пришёл Дэниэл Крэйг. Споры о его соответствии образу британского шпиона до сих пор не ослабевают, но на этот счёт ему не стоит беспокоиться, ведь когда-то и создатель агента 007 Ян Флеминг говорил о том, что Шон Коннери не достаточно отёсанный для данной роли. Говорить о том, что Крэйг побьёт рекорд, установленный Роджером Муром, исполнявшем эту роль в семи картинах, пока рано. Но уже сейчас трижды Бонд Дэниэл Крэйг подписал контракт на участие ещё в двух продолжениях, что само по себе выражает доверие создателей актёру. То же можно сказать и о Сэме Мендесе, режиссёре «Скайфолла», который раньше не работал над столь маштабными экшен-драмами, однако успел получить «Оскар» за режиссуру «Красоты по-американски». Ставка, как кажется, должна сыграть.

Радует тот факт, что бессменные обладатели прав на экранизацию похождений британского шпиона – семейство Брокколи – не боятся экспериментировать

Были в истории бондианы и курьёзные случаи. Интересно, например, что Тарантино предлагал свою кандидатуру на пост режиссёра серии «Казино Рояль», однако студия отвергла его предложение, мотивировав это тем, что «если за дело возьмётся Тарантино, остальные серии покажутся зрителям полной ерундой». Был случай, когда на заре своей карьеры Стивен Спилберг также прочил себя в режиссёрское кресло бондианы, но получил отказ от Альберта Р. Брокколи, который счёл его малоопытным. Однако после «Списка Шиндлера» Брокколи сам написал Спилбергу и выразил своё восхищение фильмом, на что Стивен ответил: мол, теперь-то вы мне можете доверить Бонда? И вновь получил отказ: «Теперь мне это просто не по карману». Таких историй за 50 лет накопилось достаточно, но вернёмся к «Скайфоллу».

Джеймс ковыряется в себе

В современных фильмах о супергероях наблюдается интересная тенденция – стремление показать главного персонажа более реальным, приближенным к жизни, со своими скелетами в шкафу и фобиями, идущими из детства. Так было с Бэтменом Кристофера Нолана, так есть и с новым Бондом. К слову сказать, как показывает нам новый фильм, у Бонда та же детская травма, что и у Бэтмена. Но на этом связь двух супергероев не кончаетя – с большой долей вероятности режиссировать 24 серию бондианы будет именно Нолан.

В «Координатах» Джеймс Бонд не спасает мир в целом, а всего лишь хочет не дать рухнуть MI6 и помочь M, что, несомненно, располагает зрителя, уставшего от межгалактической брани и войны за ресурсы. Но это внешняя оболочка, необходимая для динамичного сюжета. Если копнуть глубже, то можно обнаружить, что всё происходящее на экране – это путешествие в подсознание агента 007. По крайней мере, для этой интерпретации есть все основания.

Начальные титры под великолепную песню Адель «Скайфолл» – отдельное произведение, клип, в котором агент, как в калейдоскопе, множится по периметру экрана во всевозможных позах, оставляя подсказки предстоящей истории. Так, например, наводит на размышления фрагмент, в котором Бонд оказывается в комнате с зеркалами и беспорядочно палит по своим отражениям из «Вальтера».

Если копнуть глубже, то можно обнаружить, что всё происходящее на экране – это путешествие в подсознание агента 007

Не раскрывая подробностей всего сюжета, скажем лишь, что всё происходящее с Бондом с того момента, как агента тяжело ранили и он и стремительно свалился в озеро, до того момента, как он выбрался из другого обледенелого водоёма, – происходит в его подсознании, прямо как в «Начале», где героя Леонардо ДиКаприо бросали в ванну с водой, чтобы он вышел из сна. Фрейдизм чистой воды – рождение, перерождение героя.

Дальше – больше. По сути, Джеймс Бонд может иметь те же мотивы для убийства M, что и главный антагонист фильма Сильва в блистательном исполнении Хавьера Бардема. Он такой же бывший спецагент с двумя нолями в опале. Однако Бонд, напротив, стремится спасти свою начальницу. Сильва – полная противоположность Бонда, что подчёркнуто его обесцвеченными волосами и отличной от мистера «мартини с водкой» сексуальной ориентацией. M же вызывает у обоих похожие, сродни сыновним, чувства. Бардем даже иронично несколько раз называет её мамочкой. Только один просто любит, а второй любит и хочет уничтожить. Борьба противоположностей, которым подвержены и спецагенты. Проще говоря, Бонд борется сам с собой, размышляя о своём месте в жизни и роли спецагента, а Сильва – его альтер эго. В «Скайфолле» – родовом гнезде, где Бонд появился на свет, он пытается спрятаться и подготовиться к финальной битве. «Мы едем в прошлое – там у нас больше козырей».

Молчание альтер эго

Любителей запоминать кинорецепты из серии «как сделать бомбу из мыла» порадует продолжение дел рук Данилы Багрова о том, как из обычной лампочки, охотничьего патрона, горсти шурупов и электросети сделать оружие практически массового поражения. Вообще говоря, оружейных изысков и ноу-хау от Q, роль которого исполнил Бен Уишоу (тот самый парфюмер), ждать не стоит, здесь он ироничный приверженец классики, который снабжает Бонда перед началом операции нехитрым набором. В кейсе спецагента оказывается Walther PPK с датчиком кожи и, кто бы мог подумать, радиомаяк, на случай, когда агенту станет совсем худо. «И это всё? Маловато!», – недоумевает Бонд. «А вы что хотели, – отвечает Q, – авторучку с бомбой?!» «О дивный новый мир!» – резюмирует Бонд.

Но поклонникам бондианы не стоит унывать, кое-какие гаджеты из прошлого выйдут на авансцену ближе к концу фильма, когда из тайного гаража агента появится собственной персоной он – Aston Martin DB5. Авторы смеются в голос, показывая зрителю, как неудобно ехать в машине образца 1963 года, M даже просится выйти, Бонд демонстрирует привередливой пассажирке кнопку катапульты, и она согласна вылететь, только бы не трястись на этом ведре с гайками. Ирония, самоирония, самоцитирование встречаются в фильме повсеместно, но исполнены они очень изящно. Бонд висит на одной руке над пропастью современного небоскрёба, в кадре появляется не совсем обязательный эпизод с казино (как дань уважения первому роману Яна Флеминга) и прочие радости любителя сериала о самом непотопляемом спецагенте в истории кино.

«Старый пёс, новые трюки», – эта фраза как нельзя лучше описывает постоянно трансформирующийся образ Штирлица британской разведки

«Старый пёс, новые трюки», – констатирует коллега по опасной работе, бреющая Бонда опасной бритвой. И это как нельзя лучше описывает постоянно трансформирующийся образ Штирлица британской разведки. Девушки у Джеймса в фильме, естественно, будут, и не одна, однако они скорее фон, чем полноценные участницы событий. Они пронесутся, как пейзажи Шотландии из окон Астон Мартина, а всё потому, что у Бонда иные цели – разобраться в себе.

Фильм «007: Координаты «Скайфолл» вышел многоуровневым по восприятию с виртуозно исполненными признаками жанра. Одновременно в нём была проведена ревизия всего лучшего, что было за всё время существования серии. Он изобилует цитатами не только из бондианы. При желании здесь можно усмотреть и «Апокалипсис сегодня» и даже «Молчание ягнят». Это краткий справочник популярного кино последних 50 лет, который сможет прочитать внимательный зритель.

Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Югополис»


Комментарии

  1. Когда-то Апдайку по поводу романа «Давай поженимся» одна из читательниц задала вопрос: «Зачем вы тратите такие красивые слова, на такую банальную историю». Ответ не помню, вопрос интересен.

  2. Мне льстит ваше сравнение