addEvent(window, 'load', initCorners); function initCorners() { var settings = { tl: { radius: 20 }, tr: { radius: 20 }, bl: { radius: 20 }, br: { radius: 20 }, antiAlias: true } curvyCorners(settings, "#floatTip"); }
Передышка Борна

04.09.2012

Новый Борн. Новые жалюзи / фото: kinopoisk.ru

«Эволюция Борна» с Джереми Реннером наглядно показывает нам, как легко из одного дождевого червя можно получить двух, разрубив его по неосторожности пополам лопатой, и как один из этих кусков оказывается хилым и не имеющим высшей цели.


«Продолжение легендарной франшизы Голливуда», как рекламируют фильм зрителям, в российском прокате, получило название «Эволюция Борна» (реж. Тони Гилрой), хотя на языке оригинала это звучит так: The Bourne Legacy, то есть наследие. Такого рода «переводы по смыслу» от прокатчиков вызывают недоумение. Объяснения этому феномену «Википедия» не даёт. Ну, да не об этом.

Сюжет нового фильма о потерявшем память опальном спецагенте ЦРУ Джейсоне Борне, на этот раз только подразумевающемся и ждущем своего выхода в подходящий момент, развивается параллельно с третьей картиной франшизы – «Ультиматумом». Он представляет собой совершенно отдельную историю, которая идёт своим чередом, но, как говорится, во вселенной фильма-первоисточника. Такой расклад принято называть спин-оффом, ну уж никак не «продолжением легендарной франшизы». Поэтому рекламный слоган и сообщает нам о том, что «В игре всегда несколько фигур».

Сюжет нового фильма о потерявшем память опальном спецагенте ЦРУ Джейсоне Борне развивается параллельно с третьей картиной франшизы – «Ультиматумом»

Начинается «Эволюция» с прямой цитаты на первый фильм, где мы видим ракурс из глубины – в воде человек, контур которого очерчен преломляющимися лучами солнца. Это ещё один спецагент Аарон Кросс (Джереми Реннер) в ледяном озере тренировочного лагеря на Аляске проходит подготовку в гордом одиночестве. Отбивается от волков горящей головнёй, ползёт по горам из пункта «А» в пункт «Б», и с памятью у него всё в порядке. Чтобы преодолевать столь тяжкие условия выживания он периодически из нагрудного медальона достает таблетки, которые употребляет в строго определенное время. Зелёные – мышечные, а синие – когнитивные стимуляторы. Без них никак, без них – он не спецагент, а тряпка. Такова суть новой программы подготовки агентов «Аутком». Незамысловатая, надо отметить, программа. И никакой загадки.

Эдвард Нортон – главнее главного / фото: kinopoisk.ru

Но в один прекрасный момент идиллии приходит конец вместе с рядом разорвавшейся бомбой – Кросс понимает, что его хотят уничтожить, равно как и всех агентов программы. Теперь его цель – выжить, избежав преследования, ну, и без «колёс» ему никак – надо как-то выкручиваться, а то непременно отупеет и превратится в овощ. Причиной сбоя в системе является Джейсон Борн, который решительно поставил свой ультиматум и стал разоблачать авторов программ «Трэдстоун» и «Блэкбрайер». Суть их состояла в подготовке профессиональных киллеров для выполнения грязной работы правительства, но неподконтрольных ему, а действующих самостоятельно, минуя бюрократические проволочки согласований, с возможными на этом благодатном поле злоупотреблениями.

Такова завязка фильма. Дальше будут непрекращающиеся погони и перестрелки, увеличившие хронометраж по сравнению с предыдущей частью на 20 минут. В основе нового фильма также лежат идеи Роберта Ладлэма, автора шпионских романов о Джейсоне Борне. Однако в процессе экранизации сюжетные ходы приобрели причудливые формы. Интересно, что наиболее близким к первоисточнику считается телевизионный мини-сериал без экшена 1988 года под названием «Тайна личности Борна» с Ричардом Чемберленом в главной роли. Но его мало кто видел и вряд ли станет смотреть (это под силу только гику) после современной экранизации с достойно исполнившим главную роль Мэттом Дэймоном.

При таком положении вещей можно настряпать целую кучу спин-оффов, где одни агенты будут сидеть на препаратах, другие – вырабатывать в себе способности к левитации, третьи – силой мысли активировать ядерные процессы

Для утверждения позиций на рынке в фильм взяли Эдварда Нортона, способного оживить любую тягомотину одним лишь своим искренне изображённым удивлением. Он играет Эрика Байера, вояку-пенсионера, занимающего должность «над всеми» цээрушниками вместе взятыми. Чем всегда радуют шпионские коллизии, так это тем, что обязательно окажется кто-то главнее главного и конца и края этому не будет. К тому же в «Эволюции» оказывается, что программ по подготовке спецагентов великое множество и что Джейсон Борн был лишь вершиной айсберга, своего рода основоположником, вышедшим в процессе работы из-под контроля, лишившемся памяти, которая суть личность человека, но при этом сохранившем навыки профессионального убийцы. При таком положении вещей можно настряпать целую кучу спин-оффов, где одни агенты будут сидеть на препаратах, другие – вырабатывать в себе способности к левитации, третьи – силой мысли активировать ядерные процессы. Но это будут уже совсем другие фильмы, зачем всё валить в один котёл и притягивать за уши то, что эти самые уши деформирует? Конечно, понято, что это уже раскрученный бренд, но зрителя обманывать тоже нельзя – он этого не прощает.

Беги, Форест, беги! / фото: kinopoisk.ru

Действительно, потеря памяти хоть и избитый ход, который повторяется с завидной регулярностью (вспомним хотя бы «За бортом» Гэрри Маршалла, «Помни» Кристофера Нолана или даже «Мальчишник в Вегасе»), способен дать жизнь любой истории в любом жанре. И на сей раз это сработало. Сама же трилогия о Борне никогда не была похожа ни на Джеймса Бонда (несмотря на очевидную схожесть имён), ни на «Миссия невыполнима». По той простой причине, что развивалась она по схеме больших глав, а не отдельных шпионских историй, где в каждой серии ответы о прошлом главного героя выдавались в строгой дозировке. И такие вопросы остались до сих пор.

В трилогии и новом фильме абсолютно разные движущие силы у персонажей. Если Борн мечется, пытаясь сначала вспомнить себя, а потом также мучительно забыть (и так далее по кругу), то Аарон Кросс тупо хочет выжить и бежит, бежит, бежит… руководствуясь не какой-то высшей целью, а простым инстинктом самосохранения. На таком посыле и дряхлом макгаффине секретных лекарственных препаратов далеко не уедешь, зритель заскучает, если ему самому не отсыпать этих когнитивных «колёс». Эта история с таблетками подозрительно напоминает фильм 2011 года «Области тьмы» (тоже шедевр перевода названия Limitless), где регулярное употребление секретных препаратов сулило персонажу большие перспективы. Но там сюжет оказался более закрученным, изящным и совсем не лобовым.

В таком виде франшиза может продержаться некоторое время, проболтавшись на крючке до того момента, пока её не заглотят, но вырасти в самостоятельный организм не сумеет

Вопреки устоявшемуся мнению, укоренившемуся ещё в детстве, из одного кольчатого червя, разрубленного пополам, не получится двух дееспособных организмов. Только головная часть способна отпустить себе еще один хвост, а вот хвост «мозгового центра» отращивать не научился. Однако некоторое время хвост подаёт ложные признаки жизни, которые с радостью использует рыболов для наживки. В таком виде франшиза может продержаться некоторое время, проболтавшись на крючке до того момента, пока её не заглотят, но вырасти в самостоятельный организм скорее всего не сумеет. А вот у самого Джейсона Борна перспектив предостаточно, ведь так много ещё не раскрыто, ну и в этом ему, конечно, может помочь Аарон Кросс, который ума не приложит, куда себя приткнуть. В связи с чем закадровая жизнь Джейсона Борна в новом фильме наталкивает на мысль, что Мэтт Дэймон взял тайм-аут и решил отдышаться. Что ж подождем, когда он придёт в себя и одумается.

Надеемся, что к этому прекрасному моменту таких проблем с попкорном как сейчас не будет.

Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Югополис»