Придирки к необъективности в байопиках закономерны. Однако Мартин Скорсезе в начале фильма «Волк с Уолл-стрит» сразу откинул в сторону кривотолки, введя рассказчика – главного героя Джордана Белфорта, чей финансовый взлёт прошёл в наркотическом угаре.
На воспоминаниях мошенника, наркомана, сексоголика, гениального продавца, бизнес-тренера и основано повествование. Поэтому если и рассматривать жизнь Белфорта в исполнении Леонардо ДиКаприо как истинную, то с некоторыми оговорками. Да и хрен с ними! Зритель хочет безудержного веселья – он его получит. Это угарное кино без намёка на нравоучение. Скорсезе будто поставил себе ректальную свечу с озверином на время съёмок. Секс, наркотики и рок-н-ролл. А если на входе в кинозал выдавать кокаин в ведре из-под попкорна и стодолларовую банкноту, свёрнутую в тугую трубочку, то зритель на своей шкуре сможет испытать все тяготы брокерского существования.
Скорсезе будто поставил себе ректальную свечу с озверином на время съёмок
Нет, столько дури несовместимо с жизнью. Как несовместимы те декалитры водки, которую хлестали герои «Особенностей национальной охоты». Конечно, главный наркотик Белфорта и его окружения – это деньги. Вот таким образом национальные идеи подаются в рамках жанровых моделей. Кстати, хронометраж картины совсем не дружественен для любителей употреблять напитки в кинозале, но если не пить, то три часа экранного времени пролетят незаметно. «Волк с Уолл-стрит» ошарашит с первого кадра, ни в одном месте не провиснет, порадует операторскими и монтажными изысками, заставит зрителя корчиться в конвульсиях вместе с актёрами. Все неравнодушные к теории обогащения обязательно запомнят три правила работы на фондовой бирже, которыми любезно поделился герой Мэттью МакКонахи с зелёным ещё Бэлфортом: употребление психоактивных веществ – не самое оригинальное из них.
Все наставления старшего товарища с Уолл-стрит Белфорт взял на вооружение и воплотил в жизнь, переплюнув своего учителя в разы. Способный ученик. А потому что «если есть деньги, то можно делать всё что угодно. Можно даже спасти пятнистую сову от вымирания…» Но деньги к Джордану сразу не идут: первый день в официальной должности брокера на Уолл-стрит стал Чёрным понедельником – 19 октября 1987 года, когда фондовый рынок обвалился, вызвав экономические последствия во всём мире. О причинах краха спорят до сих пор. Но главный герой не сильно размышлял над этим и знаком судьбы такие совпадения не посчитал. Усвоенные правила Уолл-стрит жаждали скорейшего применения.
«Волк с Уолл-стрит» ошарашит с первого кадра, ни в одном месте не провиснет, порадует операторскими и монтажными изысками
Одно объявление в газете – и Бэлфорт в микроскопической брокерской фирме «на коленке», где торгуют ценными бумагами ничего не стоящих компаний. Огромный процент с продаж сразу вызвал у него неподдельный интерес. И дела пошли в гору. Позже он встретит своего будущего компаньона Донни Азоффа и они откроют свою фирму. Роль Донни исполнил Джона Хилл, который согласился на минимальную ставку труда, установленную гильдией актеров США, а именно на 60 тысяч долларов, без вычета налогов. Это, примерно, в 160 раз меньше, чем гонорар ДиКаприо. Но Хилл не в обиде, мол, он бы продал дом и заплатил Скорсезе, лишь бы тот взял его в свою картину. Теперь он номинант на премию «Оскар» за лучшую роль второго плана – можно говорить о своём гонораре вслух.
Дела у подельников с Уолл-стрит далее пошли ещё круче – они нанимают отморозков без образования, способных продать снег эскимосам. И тут начинается золотая пора компании «Стрэттон Оукмонт». Продажи, наркотики, деньги, оргии, финансовые махинации, и, похоже, что этой вакханалии не будет конца. «А если вас что-то не устраивает, то идите работать в «Макдоналдс». Никто не идёт. Джонатан своей харизмой зажигает всех и вся, кажется, что сам вот-вот воспламенится. Таким головокружительным успехом не могло не заинтересоваться ФБР, и тут начинается главная интрига.
Волком с Уолл-стрит Джордана прозывает журнал Forbes. Он в бешенстве, не осознавая, что стая приняла его к себе. «Вы львы и медведи. Вы хищники. Вы пойдёте и возьмёте всё, что вам нужно. «Стрэттон Оукмонт» – это Америка! Это неограниченные возможности». И тому подобное он экстатично изрыгает в микрофон. Народ внемлет. И фильм про него – это не политический триллер про Мавроди и не расчётливая экономическая драма от Оливера Стоуна «Уолл-стрит». Это разухабистая чёрная комедия со всеми вытекающими. Говорят, что, когда ДиКаприо впервые прочитал мемуары Бэлфорта, тут же захотел снять по ним фильм. Его прямо сразила наповал искренность автора. Что ж, охотно верим. Кстати, Лео – ещё и один из продюсеров картины. Интересен тот факт, что в финальной сцене засветился сам Джордан.
Продажи, наркотики, деньги, оргии, финансовые махинации, и, похоже, что этой вакханалии не будет конца
История восхождения на вершину пищевой финансовой цепи как частный пример американской мечты стала не назидательной драмой, которая рассказывает, что такое хорошо и что такое плохо. Это беспристрастная байка (насколько это вообще возможно) от первого лица о том, что в Америке взлететь так же легко, как упасть, после чего ещё раз подняться. Но эти занудные мысли приходят зрителю в голову гораздо позже, когда он переварит всю визуальную феерию, которую срежиссировал неугомонный Мартин Скорсезе.
Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Югополис»
Отличный фильм, отличный текст, а лучше всех Джона Хилл. Хотя, конечно, это в первую очередь заслуга Скорcезе — гармонично вписать не самый заурядный стиль этого актера в свою феерию.