Годар сказал: «Чтобы получилось кино, нужны мужчина, женщина и пистолет». Режиссёр Алексей Петрухин так и сделал: взял Ирину Купченко, Андрея Мерзликина, пистолет Макарова и снял «Училку» – фарс на остросоциальную тему нынешнего образования.
«Училка» вышла в прокат 26 ноября. Предпремьерные показы картины были организованы сетью кинотеатров «Киномакс».
Преподаватель заставляет учеников отвечать урок под дулом пистолета. Сюжет перекликается с «Последним уроком» Жана-Поля Лильенфельда, хотя режиссёр говорит, что посмотрел его только после съёмок своей ленты. Тема витает в воздухе. Но если французские школьники, взятые в заложники героиней Изабель Аджани, читали Мольера, российские – рассказывают историю XX века – изломанную, больную и спорную для нашей страны. Такой фильм не мог выйти ни в девяностых, ни в нулевых. Тогда снимали либо трагично, либо смешно. Сейчас, видимо, настал момент, когда можно шутить о наболевшем, при этом не скатываясь в пошлость и понимая всю серьёзность проблем в обществе. «Зачем вообще смеяться над серьёзными вещами?» – спрашивали у режиссёра и актёров некоторые зрители после просмотра. «Ну, понимаете, есть такой литературный жанр – басня…» – отвечали те. Хотя ответ здесь кажется очевидным – чтобы не заснуть от скуки и не погрязнуть в пафосе, которым кинематограф страдал во все времена.
Создатели хотели присвоить фильму рейтинг «12+», но чиновники от культуры увидели женщину с пистолетом на постере…
Интересно, что Ирина Купченко, уже играла учительницу с оружием, объявившую войну ученикам, в драме венгерского режиссёра Паля Эрдёшша «Хомо Новус» (1990). Но то была перестроечная картина с гнетущей атмосферой и безысходностью, «Училка» же –фильм для семейного просмотра. Создатели хотели ему присвоить рейтинг «12+», но чиновники от культуры увидели женщину с пистолетом на постере, решили, что это зрелище пагубно скажется на неокрепшей детской психике, и увеличили рейтинг до «16+». В советское время дети были не столь ранимы, и жёсткие драмы из школьной жизни, такие как «Астенический синдром» Муратовой и «Дорогая Елена Сергеевна» Рязанова, смотрела вся страна, невзирая на возраст.
«Училка» – очень современное кино о невыученных уроках истории. К чему они приводят, можно каждый день наблюдать в теленовостях. «Сейчас не нужны педагоги, нужны менеджеры, организовывающие получение знаний», – горько заявляет главная героиня в кабинете директора. В классе она бросает в ответ хамоватому старшекласснику: «Я девяностые пережила, ты для меня просто мышь!», – и уже потом совсем саркастически говорит взятым в заложники школьникам: «Если бы я знала, как обеспечить ваше молчание, давно принесла бы сюда пистолет!» Ирина Купченко играет героиню в развитии. Вначале мы видим сухого книжного червя, затем перед нами предстаёт полный житейской мудрости человек со стальным стержнем внутри, и не будет никого, кто смог бы ей противостоять. Та же ситуация и с полковником спецназа – глуповатый вояка в начале и настоящий мудрец в конце. Андрей Мерзликин на пресс-конференции рассказывал, что фильм в готовом виде его удивил и рассмешил одновременно. Многие сцены он играл на полном серьёзе. К примеру, переговоры с мнимыми террористами по телефону. Но, будучи смонтированными с другими кадрами в общую канву, они смотрятся комически.
«Училка» – очень современное кино о невыученных уроках истории. К чему они приводят, можно каждый день наблюдать в теленовостях
Есть интересные технические вещи. Фильм начинается с семиминутной сцены без монтажных склеек – утро обычного человека. За эти семь минут экранного времени проходит примерно час реального. Камера плавает по квартире, показывая обстановку, останавливаясь на деталях интерьера. В кадре появляется и исчезает главная героиня Алла Николаевна – она собирается на работу. Вот она просыпается, вот уже в халате выходит из душа, пьёт кофе, через секунду, пока кадр замирает и зритель может разглядеть во всех подробностях спальню, она одетая выходит из дома, камера провожает её ракурсом из окна пустой квартиры. Алексей Петрухин рассказывает, что этот сложнейший кадр сняли с восьмого дубля за двенадцать часов.
Алексей Петрухин рассыпает по фильму милые каждому киноману шуточки для посвящённых. Вот кабинет директора, в нём только один портрет, ни Путина, а Гоголя. Потом мы увидим, что выше есть ещё Достоевский, но сначала – только Николай Васильевич. Если вы знаете, что режиссёр продюсировал «Вия», то не сможете не улыбнуться, тем более что про этот фильм в кадре ещё упомянут по телевизору. Сам режиссёр играет отца одного из учеников. Таких мелких вкраплений, не связанных с сюжетом, много. Некоторые играют на зрителя моментально. К примеру, завуч в исполнении Розы Хайруллиной – женщина, которая со всеми соглашается, что бы ни сказали. Она постоянно повторяет последнюю услышанную фразу и держится много лет в школе лишь тем, что играет роль «конфетного психолога» – в сложные моменты всех подкармливая сладеньким. Этот образ придумала сама актриса, полностью переделав роль. Андрей Мерзликин рассказывал, что не был в курсе изменения сценария, и когда в кадре героиня Хайруллиной предложила ему конфету, начал спешно в голове перебирать варианты: «Взять конфетку, не взять конфетку, что лучше для драматургии?»
Режиссёр планировал 15 учеников в классе, которые бы символизировали количество советских республик. Но детей набралось 18
Что-то было отторгнуто во время съёмок. Изначально, например, режиссёр планировал 15 учеников в классе, которые бы символизировали количество советских республик. Но детей набралось 18, и он, по его собственным словам, не смог отказаться от трёх «лишних».
Фильм добрый и смешной, и наверняка ему в будущем найдётся место в сетке телевещания, а может, он повлияет и на систему образования. В конце концов, вооружённый учитель убедительнее безоружного. Тем же, кто от души похохотал в кинозале, режиссёр подготовил сюрприз – будет вторая часть. Бывшие старшеклассники соберутся на встрече выпускников и попадут в руки настоящих террористов. Но они уже подготовлены. Что может угрожать человеку, сдавшему историю под дулом пистолета?..