Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в тёмном помещении. Вытянув руки перед собой, вы нащупываете мягкое кресло. Вы принимаете удобную позу и замечаете, что вокруг вас находятся такие же люди…
Перед вами светящийся экран, на котором методично сменяют друг друга Джеймс МакЭвой и Венсан Кассель… Знайте, вы попали в «Транс» – новый фильм Дэнни Бойла. И что теперь? Дэнни Бойл не был бы Дэнни Бойлом, если бы из простых жанровых схем не выводил сверхобобщений. Без этой его способности «На игле» можно было бы смело оставить в рамках drugsploitation и не заморачиваться мыслями о манифесте поколения. Жизнь на «Пляже» отнести к приключениям без какого бы то ни было антиутопического подтекста и прочей философской чепухи. «Пекло» же вообще могло стать заурядной фантастикой про то, как корабли бороздят просторы вселенной, а не метафорой, рисующей человека обречённым ослепнуть от желания увидеть истину… И что на этот раз? Думаете, «Транс» британского режиссёра – просто криминальная драма с лихо закрученным сюжетом? Даже не надейтесь.
Идеально спланированное преступление заканчивается провалом – один из подельников после удара по голове забывает, куда спрятал награбленное
…Вокруг пульсирует повторяющаяся музыка. Это звучит транс и прочая электроника от Рика Смита из Underworld. Картинки сменяются в такт великолепному саундтреку. Напряжение на экране нарастает…
Охотники за художественными ценностями решили совершить дерзкое ограбление – украсть прямо с аукциона картину Франсиско Гойи «Ведьмы в воздухе», весьма символичную для главного героя. Но, казалось бы, идеально спланированное преступление заканчивается провалом. Один из подельников после удара по голове забывает, куда он спрятал награбленное. Пытки не помогают, вырванные ногти – не аргумент для упрямого мозга. «Амнезия – это фуфло! Все знают, что амнезия фуфло». Но тем не менее команда принимает решение отвести незадачливого компаньона к первому попавшемуся гипнотизёру, чтобы тот помог вспомнить, где находятся «Ведьмы». Им оказывается чернокожая Элизабет, которая немногим позже не постесняется продемонстрировать зрителю лишённые волосяного покрова части тела. И тому будет художественно-философское обоснование. Сказывается прошлое актрисы Розарио Доусон, кинокарьера которой началась у Ларри Кларка в «Детках», а это бесследно не проходит.
Намечается любовный треугольник между Элизабет, Фрэнком – лидером преступной группы в брутальном исполнении Венсана Касселя и Симоном – забывчивым как будто простаком, которого сыграл Джеймс МакЭвой. С этого момента быть бы фильму криминальной мелодрамой, да не тут-то было, на передний план выходит гипноз и мешает карты, превращая происходящее в сюрреалистическую картину. Становится трудно отличить, где реальность, где сон, а где вымысел. Всё сплетается в затейливый ребус, который стремительно усложняется, не давая зрителю опомниться. Не стоит ничего упускать – разгадка внимательному зрителю откроется.
…Перед вашими глазами мелькают искажённые лица. Чья-то голова разлетается от выстрела, как разбитый арбуз. Обнажённое женское тело. Истерика. Вы в глубоком трансе. Вы выйдете из него, когда я вам скажу кодовое слово – «капуста»…
На передний план выходит гипноз и мешает карты, превращая происходящее в сюрреалистическую картину
Да, вот так легко, оказывается, погрузить в транс практически каждого. А пять процентов населения планеты так вообще способны впадать в забытье только от одного вида психотерапевта. Не ждите, что в «Трансе» вы увидите скучные методики погружения в гипнотическое состояние, это остаётся за кадром. В фильме всё весьма условно, что вполне резонно – ведь гораздо интересней наблюдать за играми разума, которые так мастерски показывает Дэнни Бойл. За развиваемой в рамках жанра метафорой человеческих взаимоотношений. И это не просто хорошо сделанная и рассказанная история, к чему мы давно привыкли. Это изящно снятая и гротескно смонтированная вещь, в которой чувствуется авторский стиль, где режиссёр не устаёт двигать и наклонять камеру, ломая восприятие.
«Транс» попадает в категорию «фильмов с запутанным сюжетом». Таких как, например, «Кодер» Винченцо Натали или – посвежее – «Начало» Кристофера Нолана. Кто был в чьём сне, закончился ли он, чья личность настоящая, а кто плод воображения?.. Минусом всех этих картин всегда являлась излишняя схематичность в показе событий, однако это никогда не мешало сопереживать героям и понимать всю реальность вымышленного мира. Его образность. Вот и на этот раз мы видим не просто закрученную интригу, которую сразу и не разобрать, – в ней содержится послание о том, на что способна любовь и что она делает с людьми. Сука – любовь!
В фильме содержится послание о том, на что способна любовь и что она делает с людьми. Сука – любовь!
Вся иллюзорность воображения находит вполне себе реальные костыли. Так, например, становится возможным посмотреть на планшете свои воспоминания и попытаться найти разгадку. Раньше это был бы телевизор, ещё раньше – зеркальце и тарелка с яблоком. Но суть от этого не меняется. И в фильме это, пожалуй, единственная примета времени (наравне с мигающим, как новогодняя ёлка, подслушивающим жучком) без всяких примесей социальной и политической сатиры. Это чистый жанр, кристальный и звенящий в ушах. Это наркотик. От второй инъекции сможет отказаться далеко не каждый.
…Вы жмуритесь от включившегося света. Вы встаёте с мягкого кресла и выходите из кинозала, размышляя над тем, что это было…
Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Югополис»