Сценарист графической новеллы Kick-Ass Марк Миллар, а вслед за ним и создатели двух фильмов на её основе, высмеивая комиксную культуру и её поклонников, возможно, сами того не подозревая, создали нечто похожее на объект своих издевательств.
Как Уэс Крэйвен в «Криках» препарировал жанр ужастика, к популяризации которого он приложил немало усилий (достаточно вспомнить «Кошмар на улице Вязов»), так и Марк Миллар решил поразвлечься на ниве переосмысления того, что сам культивировал. Британский автор комиксов за свою карьеру успел поработать и в DC Comics над персонажами «Лиги справедливости», и в Marvel над «Мстителями», не говоря уже о собственных проектах, одним из которых является не так давно экранизированный Тимуром Бекмамбетовым комикс «Особо опасен».
Kick-Ass – это комикс, рассчитанный на аудиторию, скажем так, постарше
Kick-Ass («Пипец», или «Поджопник», как перевёл его Дмитрий «Гоблин» Пучков) – это комикс, рассчитанный на аудиторию, скажем так, постарше. Его поклонники – те, кто в детстве зачитывался и засматривался историями о супергероях. Можно сказать, что все они росли вместе. Прошло не так уж много лет с тех пор, и сейчас, похоже, настало время для рефлексии.
Как первый фильм о похождениях школьника, решившего стать героем в костюме аквалангиста, так и второй получили опасный для кассовых сборов рейтинг R (в России соответствует 18+). Постановку продолжения доверили Джефу Уодлоу, который ранее ничем особенным не отличился, но на этот раз постарался на славу и отчасти подтвердил слова главного злодея: «Сиквел должен быть лучше». Если рассматривать зрелищную составляющую, то – да, экшена поприбавилось, а сцена с дракой «стенка на стенку» ряженых героев не сможет оставить равнодушным даже фаната косплея. Получилось: жестоко, иронично и временами смешно. Например, когда один из новоявленных супергероев-дружинников в костюме, так похожем на амуницию Капитана Америка, рассказывает свою историю мести, слово в слово повторяющую биографию Брюса Уэйна, то бишь Бэтмена. Гики непременно оценят этот стёб.
Вторая часть фильма логично вытекает из первой – Пипец, как и Убивашка, заметно повзрослел (всё-таки четыре года прошло). Дэйв Лизевски, он же Пипец, отойдя от дел «спасения мира» основательно заскучал. Всё стало унылым и будничным. Но тут он узнаёт, что начали появляться такие же, как он, мечтатели, борцы за справедливость в нелепых костюмах «сверхлюдей».
Конечно, никакими способностями из них никто не обладал – в этом основная фишка произведения. Главное для них, как и для Пипца, – захотеть бороться с несправедливостью – выйти на улицу, получить люлей, но зато помешать злу процветать, хотя бы на самую малость. Посыл тот же, что и у главного героя в фильме «Таксист» Мартина Скорсезе. На этом сравнения с классикой не прекратятся – их будет несколько. «Леон», например. Убивашка так усердно впитывает убивательные науки, что, потеряв Папаню в первой части, уже во второй становится вполне себе самодостаточной боевой единицей. Однако наставник заставляет начать новую жизнь без трупов и расчленёнки…
Никакими способностями «супергерои» не обладают – в этом основная фишка
Невооружённым взглядом видны аллюзии на «Бойцовский клуб»: «новобранцы» подпольно собираются у своего предводителя – полковника, бывшего бандита, но на данный момент перерождённого набожного борца с преступностью. Его роль исполнил практически неузнаваемый Джим Кэрри. В кругу новобранцев некоторые маски даже узнают друг друга – сеть супергероев разрастается. Полковник раздаёт всем супергероям задания… Есть ещё несколько мелочей, которые несколько раз заставляют вспомнить Fight Club. Но дело вовсе не в прямых цитатах – нет. Дело в настроении. «Пипец – это не костюм, Пипец – это то, чем ты являешься на самом деле». «Твой дом, твоя машина, твоя работа – это не ты сам». Вообще же «Пипца» смело можно назвать «Бойцовским клубом» для фанатов комиксов. Первое правило Пипца – никому не говорить, что ты Пипец…
Пипец своим примером показал, что и один человек может что-то изменить. Люди потянулись за ним, он стал иконой стиля – оттого все остальные костюмы не блещут изяществом. Каждое похождение Пипца тут же становится достоянием интернет-общественности. Именно Сеть в фильме является основным средством культивирования и коммуникации «супергероев». Facebook, Twitter, YouTube – вот основные механизмы сплочения поборников справедливости и их молчаливой аудитории. Марк Миллар, тонко чувствующий веяние времени, намекнул на столь популярные ныне саморегулируемые сетевые сообщества по интересам. Люди, не видя ответа властей на несправедливость, творящуюся на их глазах, сами берут инициативу в свои руки и выходят на улицы. Из российских примеров можно вспомнить в этой связи «Окупай педофиляй», «Стопхам» и прочих. Их представление о справедливости неоднозначно, но это живая реакция на потребности общества. Собственно, об этом и фильм. Не без гротеска, конечно.
«Пипца» смело можно назвать «Бойцовским клубом» для фанатов комиксов
Не обошлось и без холоднозанавесных приколов. Единственным, кто в команде суперзлодеев обладает реальной физической силой, оказывается бывшая агентша КГБ Мазараша (Матушка Россия) с серпасто-молоткастым орнаментом на обеих чашах вместительного лифа. Её роль убедительно исполнила бодибилдер Ольга Куркулина, которая как будто выскочила из очередного фильма Родригеса. Именно такими мы все себе и представляли бывших агентов госбезопасности.
Вобрав в себя винрарные тенденции сопротивленческого масскульта, «Пипец 2» доходчиво переварил их для понимания современным зрителем. Смущает, что далеко не все герои в фильме имеют заурядные способности. И та же Убивашка – это полноценная Женщина-кошка в период полового созревания, способная на классические супергеройские кульбиты. Именно это «расщепление» фильма на геройскую и псевдосупергеройскую тематику несколько сбивает с толку и по сути воссоздаёт ту же модель, над которой смеётся. И, да, «Пипец 2» – совсем не окончательный и бесповоротный, в нём есть прямое указание на продолжение.
Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Югополис»