«Зелёным» патрульным из сериала «Нью-Йорк 22» приходится иметь дело и с бытовой поножовщиной, и с опутавшей Гарлем наркоторговлей. Первый сезон подходит к концу. Даст ли начало новой франшизе телепроект Роберта Де Ниро?
Процедурных полицейских драм о патрульных не было уже почти четверть века. Единственный приличный образец «Ти.Дж. Хукер», известный даже советскому зрителю, был хитом ещё в середине восьмидесятых. Девяностые прошли под знаком «Закон и порядок», нулевые – франшизы «C.S.I. Место преступления». Прокуроры, криминальные эксперты и детективы в белых воротничках (ну, и иногда ещё полицейский спецназ) – в общем, героями эфира в прошедшие десятилетия становились высшие касты правоохранительных органов. Казалось бы, про патрульных и постовых забыли. Но вот начался глобальный экономический кризис, и всё внимание приковано к тем, кто работает «на земле». В 2010 году телеканал ABC разродился «Копами-новобранцами». Забытый жанр обновили формулой, которую телеканал позаимствовал у своего же проекта: гиперуспешного медицинского сериала «Анатомия страсти» (сериал рассказывает историю интернов, только что вышедших из-за парты). Надо заметить, в ABC не ошиблись, решив, что эта идея сработает и с патрульными полицейскими: «Копы-новобранцы» порвали зрительские рейтинги.
С началом глобального экономического кризиса внимание переключилось на тех, кто работает «на земле» – патрульных и постовых
Конкуренты из теле- и радиохолдинга CBS тут же спохватились и привлекли к организации собственного проекта на ту же тему «Нью-Йорк 22» (NYC 22) медиакомпанию Tribeca Productions, принадлежащую Роберту Де Ниро. Как исполнительный продюсер зарождающегося хита тот нанял для написания сценария известного детективного писателя и драматурга Ричарда Прайса. Сам же Де Ниро в сжатые сроки собрал великолепную команду актёров. Среди них, к примеру, самая обаятельная нимфетка конца 1990-х Лили Собески. Отдельного упоминания заслуживает Терри Кинни – известный театральный актёр и режиссёр, запомнившийся исполнением харизматичных персонажей второго плана в кино и на телевидении. В сериале «Нью-Йорк 22» он раскрывается по полной, играя мудрого сержанта Даниэля Дина, ветерана полиции, наставника новичков, уважительно называемого постовыми за глаза Йодой.
На выходе NYC 22 без всякого мокьюментари пропитался реализмом, которого не было со времен «Прослушки» – любимого телепроекта Барака Обамы и эталонного полицейского сериала нулевых. Да и Нью-Йорк здесь скорее похож на трущобный Балтимор. Город большого яблока как здесь, вы не увидите в гламурненьком «Касле». Окружающая действительность в сериале такова, будто ты творишь её сам. Кстати, сходство с «Прослушкой» неслучайно: Ричард Прайс работал над рядом эпизодов в этом сериале под крылом своего приятеля Дэвида Саймона, известного криминально репортёра и телевизионного продюсера. Вот и набил руку. Хотя сравнение сериала «Нью-Йорк 22» с культовой «Прослушкой» стоит расценивать не как риторический приём и даже не как respect, а скорее как аванс.
Сравнение сериала «Нью-Йорк 22» с культовой «Прослушкой» стоит расценивать не как риторический приём и даже не как respect, а скорее как аванс
Дополнительным аргументом к достоинству драматического рисунка нового сериала служит его динамичность. Например, «CSI: Место преступления Нью-Йорк» лишь в самых ударных своих сериях рассматривал по три преступления. Здесь же за сорок минут рассказать три истории, да ещё не забыть пройтись по личным взаимоотношениям полицейских в участке, в порядке вещей. Драматургия, которая своими корнями обязана Чехову, театру абсурда и традициям классической журналистики, скорее напоминает творчество Валерии Гай Германики и Марины Разбежкиной с её «зоной змеи».
В центре NYC 22 судьбы шести новичков-патрульных из 22-го полицейского участка Нью-Йорка. Они только-только окончили полицейскую академию, и мегаполис угрожающе навис над их карьерами. Как это часто бывает, вселенная сериала не всегда состыковывается с реальным Нью-Йорком. На Манхеттене действительно есть 22-й участок. Но он располагается в Центральном парке. Гарлем, где и происходит действие сериала, как говорится, вне его юрисдикции. Наши герои парами патрулируют Сохо (вот ещё один элемент альтернативного Нью-Йорка и ирония создателей: в этом сериале это не богемный спальный район в Нижнем Манхеттене, а значительно менее фешенебельный южный Гарлем – South Harlem). Колоритный социальный срез (уличная шпана с монтировками, серийные насильники, матери-одиночки), тонкая грань между выживанием и правильными поступками, моментальные оперативные решения и способность к сопереживанию, – вот что постоянно сопровождает работу новобранцев. Порой это превращается в калейдоскоп житейских зарисовок, исполненных христианского терпения к мерзкой человеческой природе. Сам же Гарлем – это такое провинциальное настроение Нью-Йорка. Несмотря на близость небоскрёбов, здесь в основном всё застроено малоэтажками красного кирпича в стиле голландской и викторианской архитектуры. Всё это покрыто стильным налётом упадка и увядания. Этот район сам по себе персонаж и способен создать нехилое драматическое напряжение.
Тонкая грань между выживанием и правильными поступками, моментальные оперативные решения и способность к сопереживанию сопровождают работу новобранцев
Естественно, телебоссы были настолько восхищены полученным результатом, что CBS, не долго думая, потеснила «C.S.I.: Майами» и отдала его время новому проекту. Может быть, пока об этом ещё рано говорить, но очевидно, что сериал будет продолжен. Хочется надеяться, что в отличие от тех же «Копов-новобранцев», которые уже к третьему сезону стали превращаться в откровенное «мыло», NYC 22 благодаря сильному драматическому скелету и превосходному актёрскому составу избежит их ошибок и будет радовать поклонников жанра хотя бы до конца глобального экономического кризиса.