За несколько дней до Конца Света Алексей Балабанов открыл портал в рай и впервые появился в камео-роли. В это таинственное место стремятся бандиты, музыканты и проститутки. Вознесутся не все, но для каждого из них актуальна фраза: «Я тоже хочу».
Мастера подводят итоги. Сокуров снял «Фауста», Герман – «Трудно быть Богом», Балабанов… «Сталкера». Правда, раньше его снял Тарковский, но это ничего. Чтобы не возникло путаницы, Алексей Октябринович назвал своё творение «Я тоже хочу». А кто не хочет?
Итак, прогуляемся по Зоне Балабанова. Возникла она в результате ядерного взрыва где-то между Питером и Угличем. Координаты размыты – почти 700 километров. С тем же успехом её можно было разместить в любой другой точке земного шара, например, между Нью-Йорком и Сиднеем.
Зона Балабанова возникла в результате ядерного взрыва где-то между Питером и Угличем
Основные приметы:
Блокпост – на границе Зоны. Военные пускают всех, но предупреждают, что оттуда не возвращаются. Сугубо русская особенность – поставить шлагбаум там, где он не нужен, а возле – человека, который целый день будет его поднимать и опускать.
Ядерная зима – начинается сразу за шлагбаумом. Необходимы тёплые вещи, но закалённым и решительным дамам можно нагишом.
Мёртвая деревня – на пути к порталу, с трупами людей и живыми коровами. Коровы выжили, «потому что они не люди».
Магазин с водкой – в зоне чудовищная радиация, а радионуклиды выводить из организма лучше алкоголем. Здесь много машин, дорога заканчивается, и дальше – только пешком.
Ледяное озеро – списано с Дантова «Ада», только у итальянца в озеро вмёрз Сатана, тут же – портал в рай. Здесь гораздо больше трупов, чем в деревне. Там лежат недошедшие, тут – непринятые. Они всё равно отойдут в мир иной, но сначала должны очиститься, умерев от лучевой болезни на льду.
Покосившаяся колокольня – это сам портал. В момент перехода новой души в иное измерение над ней появляется свечение и облачко зелёного дыма. Колокольня разрушена, без купола, хотя фрески внутри отлично сохранились. Недалеко от неё лежит, уткнувшись в землю, Создатель Зоны – Алексей Балабанов.
В фильме много цитат из самого себя. Чуть ли не каждый кадр – отсыл к предыдущим работам. Смотришь на всё это – и в голове рождается образ Мао Цзэдуна, перечитывающего собственный цитатник.
Происходящее на экране весело, с фирменным чёрным юмором под музыку группы «АукцЫон» с её лидером Олегом Гаркушей в одной из главных ролей. Как всегда, полностью раскрыта тема сисек. У Балабанова практически нет работ, где не было бы хоть одной завалящей голой бабы. Даже если ему предложить снять детский фильм, Алексей Октябринович не удержится и покажет в кадре лобок Красной Шапочки и гениталии серого волка.
Даже если Балабанову предложить снять детский фильм, Алексей Октябринович не удержится и покажет в кадре лобок Красной Шапочки и гениталии серого волка
Фильм очень лобовой, он о слепой вере, в которой нет сомнений и душевных терзаний. Так ненавидят врага солдаты, поднимающиеся в атаку, так верят сектанты, идущие на самоубийство перед Концом Света, так верит Балабанов, появившийся в фильме в свитере Сергея Бодрова. Если искать параллели в религии, то эта вера ближе к католичеству, нежели к православию.
Герои собираются в поход за счастьем обыденно, как в командировку: упаковали тёплые вещи, распили бутылку водки, по дороге прихватили проститутку, уставшую «торговать туловищем» – и вперёд. Всё условно – ни раскрытых характеров героев, ни их предысторий… Повод для путешествия также неясен, но это не важно. «Я тоже хочу», – говорит каждый и идёт за компанию.
В Зоне Тарковского мистика не осязаема, она вполне может быть плодом воображения, здесь же волшебство налицо и доступно каждому. Непонятно, зачем в мире ещё существуют гаишники, санитары и продавцы, появляющиеся в кадре, почему они все вместе не отправились в Зону и не катапультировались на небо. В этом мире ни к чему сталкер, каждый идёт по наитию и всегда в нужную сторону.
В Зоне Тарковского мистика не осязаема, она вполне может быть плодом воображения, здесь же волшебство налицо и доступно каждому
Интересен вопрос времени. Действие происходит год назад, в декабре 2011-го. Поэтому странно смотреть историю безвременья с чётко определённой датой. Однако, в преддверие 21 декабря, определённого майя как закат человечества, выглядит это вполне логично. Возможно, Балабанов верит, что ВСЁ вот-вот закончится, и его фильм совсем скоро уже некому будет смотреть.
Мегазадачей каждого художника является создание своей, узнаваемой с первого взгляда и неповторимой, Вселенной. Балабанов такую Вселенную создал, и посмотреть на неё стоит, даже если вашей душе ближе триеровская «Меланхолия».
Вовка как всегда супер. Вот только здесть «Сугубо русская особенность – поставить шлагбаум там, где он не нужен, а возле – человека, который целый день будет его поднимать и опускать» ты забыл прибавить что это вахтер будет пускать по собственному произволу. Хочу пущу, хочу нет 🙂
В фильме этого нет, видимо, сказываются перемены, произошедшие в обществе после реформ армии и МВД.
..словом, чушь, смотреть не стоит.