Майкл Бэй хотел передохнуть от грохочущих крупнобюджетных проектов типа «Трансформеров» и снять что-то лёгкое. В итоге у него получился фильм «Кровью и потом» о качках-недоумках, которые идут навстречу мечте размашистыми шагами Оптимуса Прайма.
«Будьте юзером, а не лузером», – говорит с телеэкрана бизнес-тренер в исполнении Кена Жонга, того самого бешеного корейца из «Мальчишника в Вегасе». Зовут его персонажа Джонни Ву – очень созвучно с одним небезызвестным режиссёром, не правда ли? Почему – узнаем позже. Он учит неудачников-американцев уму-разуму – как надо жить и каким образом достигать невозможного. Многие ему верят. В том числе и главный герой, роль которого исполнил Марк Уолберг, за короткое время раскачавшийся до состояния огромной свино-говяжьей котлеты. Это его голос в самом начале фильма мы слышим за кадром: «Меня зовут Дэниэл Луго, и я верю в фитнес». Хорошо, когда человек хоть во что-то верит.
«Меня зовут Дэниэл Луго, и я верю в фитнес». Хорошо, когда человек хоть во что-то верит
«Америка – страна возможностей, и если ты заслуживаешь, то вселенная подгонит». Приблизительно так думает Луго, наслушавшись медийного проповедника. К тому же Дэниэлу, тренеру по фитнесу и по совместительству бодибилдеру, надоело ходить в «трениках». Настало его время – время стать юзером.
Что интересно, в 1995 году эта история действительно произошла, а источником для сценария к фильму послужила журналистская статья. И только это обстоятельство позволяет закрывать глаза на те нелепости, которые происходят с персонажами. Да этого не может быть, потому что не может быть никогда! Ан нет, может! И не только потому, что это чёрная комедия. Это суровая реальная жизнь, детка!
Насмотревшись фильмов про гангстеров, и выбрав себе в кумиры Вито Корлеоне и Тони Монтану, наш мечтательный тренер по фитнесу решает пойти на преступление, которое сделает его по-настоящему успешным. План до гениальности прост – тупо выкрасть богатого клиента и присвоить его имущество. Но для этого необходимы подельники, и он находит их в «качалке». Блин, кто ему сказал, что хороший подельник – это большой подельник?! Дуэйн «Скала» Джонсон как раз из тех, кто ему нужен. Мистер «Господь наделил меня дарами, и один из них – вырубать людей». Очень набожный («Господь придумал соль, но кокаин лучше»), причём «воцерковившийся», судя по всему, в тюрьме персонаж, очутившись на свободе, попадает в поле зрения «великого комбинатора». И не может устоять перед предложением, которое тот ему делает. Есть ещё один соучастник – качок-импотент. Теперь это трио можно смело называть «Тупой и еще тупее тупого».
Авторы сценария, а за ним и режиссёр наглядно демонстрируют тлетворное влияние массовой культуры
Авторы сценария, а за ним и режиссёр наглядно (прямо в лоб зрителю) демонстрируют тлетворное влияние массовой культуры. Так безапелляционно, как может опуститься в свободном падении 20-килограммовый блин от штанги на голову несчастного порнокороля. Плохо верить всему, что происходит на экране, плохо доверять пройдохам-горлопанам из зомбоящика. В этой связи достаточно вспомнить недавний побег Редуана Фаида из французской тюрьмы, который был исполнен по всем законам голливудских блокбастеров, со взрывами и погонями. Сам же Фаид не раз признавался в любви к кинематографу и заявил, что без кино было бы гораздо меньше преступлений. Спорное заявление, но укоренённое в головах фанатиков. Отсюда и иронический намёк на упомянутого в начале статьи азиатского режиссёра, признанного при жизни классика экшен-драматургии Джона Ву. Мол, ребята, берегите свои мозги, недвусмысленно намекает автор «Скалы» и «Армагеддона» Бэй. В связи с чем не можешь избавиться от незримого присутствия Спилберга, отца-настоятеля храма кино, в котором пестуют семейные ценности и учат хорошему. Слишком много у них общего с Майклом Бэем. Очевидно, последний считает Стивена своим идейным вдохновителем. Отчего и клонит его в эпичность и понятность для любого неподготовленного зрителя. Как Стивен Спилберг снял когда-то «Список Шиндлера» без очевидных спецэффектов, так и Майкл Бэй пытается снять «Анаболики». Но не тут-то было.
«Кровью и потом: Анаболики» отдают «Трансформерами» за полверсты. Нижние ракурсы и рапиды (даже там, где они, кажется, не к месту) всеми силами стремятся подчеркнуть важность происходящего. Весь саунд-дизайн по ощущениям целиком и полностью позаимствован у «Тёмной стороны Луны». И если бы это оказалось правдой, то никто бы не удивился, ведь Бэй уже воровал из своего фильма «Остров» сцены для третьих «Трансформеров». Вышло эпично. И весьма затянуто – каждый из персонажей рассказывает от первого лица, кто он такой и что обо всём этом безобразии думает. И только к концу первого часа действие набирает обороты. Весёлые обороты. Иногда даже уморительные, включающие один из известных ходов, давно переосмысленный Тарантино в «Криминальном чтиве». А когда придёт твоя жена? Через несколько часов? Она работает в больнице? До этого момента мы должны всё убрать!..
Самая главная, бросающаяся в глаза особенность фильма – это очевидный назидательный тон, выданный за стёб
Однако до уровня братьев Коэнов, которые на теме похищения людей собаку съели (вспомним «Большого Лебовски» или «Фарго»), фильму Майкла Бэя ещё далеко – мешает всё та же склонность к монументальности. И речь идёт отнюдь не о качках как таковых, которые сами по себе – памятники архитектуры. Самая главная, бросающаяся в глаза особенность фильма – это очевидный назидательный тон, выданный за стёб, но способный испортить разухабистое кино. «Надо было учиться в колледже, а не качать грудную мышцу». Очень печалят разжёвывания, вроде такого: эти плохие люди не хотели замечать простых вещей, а гнались только за наживой. Любой здравомыслящий человек это поймёт и без идиотических нравоучений. Даже ребёнок, хоть и по-своему. Когда детский поэт Григорий Остер это осознал, он сочинил «Вредные советы», рассчитанные на эффект «от обратного», который оказался гораздо действеннее любого морализаторства.
Следить за персонажами, которые идут по кривой американской мечты бывает весьма интересно. А в данном случае получилось ещё и смешно.
Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Югополис»