Режиссёр Александр Котт, снявший помимо прочего «Героя нашего времени» и «Брестскую крепость», обратился к теме апокалипсиса и представил фильм «Испытание». Он уже получил Гран-при на «Кинотавре» и сейчас входит в основной конкурс «Киношока».
Помимо главного приза «Кинотавра» лента получила награды за операторскую работу и приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон». На «Киношоке-2014» это также одна из лучших работ.
Тема не нова. Её разрабатывали Куросава во «Снах», Тарковский в «Жертвоприношении», Триер в «Меланхолии». Голливудских же лент на эту тему с потопами, землетрясениями, оледенениями, пришельцами, зомби… просто не счесть. У Котта показано, как конец света настигает нескольких человек, попавших в эпицентр испытания первой водородной бомбы под Семипалатинском. Официальных данных о гибели гражданского населения 12 августа 1953 года нет. Но, памятуя о наплевательском, а зачастую просто преступном отношении к человеческой жизни в СССР, можно предположить всё что угодно. Ведь, как известно, через год после описываемых событий (в сентябре 1954-го) на Тоцком полигоне в Оренбургской области были проведены ещё одни испытания ядерного оружия, с участием более сорока тысяч солдат-срочников. Военные получили тогда огромные дозы облучения, и государство не оказало им никакой помощи. Поэтому фантазия режиссёра о гибели жителей казахстанской степи, которых специально не стали эвакуировать, а оставили в качестве подопытных кроликов, вполне могла бы быть правдой.
Сюжетно история напоминает «Бумажного солдата» Алексея Германа-младшего: люди с бытовыми проблемами в мире, стоящем на пороге мирового события. Но жанрово это совсем другое кино. Это сюрреалистический мир, где ездят по степи на самолёте без крыльев, а новости слушают, подсоединив провода от радио к мотору работающей «полуторки»… Это кино-поэма, кино-симфония. За 95 минут экранного времени не прозвучит ни единого слова, только плеск вылитой на камни воды, завывание ветра, блеяние овец… Мир, застывший в молчании, мир, пытающийся предстать перед взором зрителя во всех своих красках и полутонах перед тем, как всё будет сожжено адской стихией.
Взрывная волна пронесётся, уничтожая живое и выкидывая из-под земли покойников. Жуткая шутка беспощадных сил, находящихся по ту сторону добра и зла и только частично укрощённых человеком. Ницшеанство в чистом виде.
Все мы знаем, что гонка вооружений СССР и США помогла не допустить третьей мировой войны, и представляем последствия ядерной зимы. Режиссёр же предлагает взглянуть на это с другого ракурса, увидеть эстетику атомного взрыва, как это сделал когда-то Стэнли Кубрик в «Докторе Стрейнджлаве». Наслаждаясь картинкой смертоносного гриба, зритель как бы взирает на происходящее глазами Создателя и принимает на себя всю глубину ответственности за происходящее. Взрыв завораживает, лучше в постсоветском кино не полыхало ничего!
Современные режиссёры любят вкраплять в повествование символы предшественников. Здесь тоже без этого не обошлось. Белая лошадь из «Иванова детства», как воспоминание о рае, стала переходным красным знаменем современного артхауса. Её режиссёрам выдают, видимо в довесок к диплому. Ну и ещё, сухое дерево. Его срубил Бергман в «Девичьем источнике», потом воткнул в землю Тарковский в «Жертвоприношении» и заставил героев поливать, Котт же решил прервать порочный круг и сжёг его молнией.
Герои Котта не интеллектуалы Тарковского. Они не в силах предотвратить надвигающееся, даже не догадываются о нём. Но они и не будут, подобно рефлектирующим европейцам Триера, прятаться от сердца тьмы в игрушечном шалаше из прутьев. У них свой путь.
Это кино о зыбкости мира, о хрупкости красоты и о любви, которая при отсутствии речи обретает вселенское значение, выводя ленту на уровень метафоры, по сути, рассказывая историю Адама и Евы, изгнанных из рая. Только здесь «золотой век» заканчивается не по воле Бога, а по воле Человечества, взявшего на себя роль высших сил в современном мире. В этом и состоит «испытание» главных героев.
О XXIII Открытом фестивале кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» читайте в материале «По следам «Киношока-2014», опубликованном на сайте StrangeFilm.org
Надо бы глянуть на эстетику ядерного гриба. Заинтриговала статья…И взлеты трупов…
Да, где-то в СМИ уже проскальзывала информация о запертых облучённых. И вроде бы подобное было не только в Семипалатинске. Понимаю, что кино должно «рассказывать» захватывающие истории о судьбах, но надеюсь, что когда-нибудь и правду о тех событиях рассекретят.
Мне нравиться Котт, поэтому и читать о его новых работах всегда интересно. Правда я смотрю у автора, Владимир Бегунов, складывается все более и более иезуитский взгляд на жизнь («Все мы знаем, что гонка вооружений СССР и США помогла не допустить третьей мировой войны, и представляем последствия ядерной зимы» — чудо, а не высказывание 🙂