В отличие от анимационных гигантов типа Disney/Pixar или Dream Works Animation, у которых кроме «Мадагаскара» есть и «Шрек», и «История игрушек», у Blue Sky Studios, «дочки» 20th Century Fox, всего одна анимационная франшиза – «Ледниковый период».
Зато какая это прелесть! «Ледниковый период 4: Континентальный дрейф» получился не хуже предыдущих серий франшизы. Все фильмы квадрологии играют на грани между популяризацией науки и созданием научных мифов. Красиво и технично они рассказывают задушевную историю о самой необычной экосистеме в истории мультипликации: саблезубый тигр, мамонт и ленивец. Да, не забудьте прибавить к ним саблезубую крысобелку, которая гуляет сама по себе. У белки есть орех! Ну, не орех, а желудь. С первой же серии Скрат (так, оказывается, зовут чокнутого охотника за желудями) стал культурным мемом современности. Он разыгрывает не интермедии – это целые оперы-буфф в 3D. А в этой серии он вообще первопричина всемирных катаклизмов. В погоне за своей прелестью Скрат спустился к самому земному ядру и разогрел его так, что Пангея… треснула. Ну а дальше по тексту – разлученные семьи и прочие катастрофы.
Все фильмы квадрологии играют на грани между популяризацией науки и созданием научных мифов
Если судить по одному из киношных «индексов» Америки сайту Rotten Tomatoes, популярность франшизы потихоньку падала на пять-десять процентов от серии к серии. Причины две: во-первых, если в начале нулевых компьютерная анимация срежиссированная в стиле kidadult (как для детей, так и для взрослых) еще воспринималась как нечто свеженькое, то десять лет спустя мы видим избыток образов, сюжетов и, самое главное, студий, готовых делать такой же продукт не худшего качества. Вторая причина: юмор все больше ориентирован на спиногрызов до десяти, чем на взрослых.
Но в целом, если судить по «голосованию рублем», зрителям этот киносериал нравился, потому что при примерно одних и тех же затратах сборы от серии к серии по всему миру росли в разы. Вот и четвертый «Ледниковый период» получил огромные очереди в мультиплексах. Дело в том, что, несмотря на вышеперечисленные недостатки, у франшизы есть один козырь. От фильма к фильму она просто пухнет от новых интересных персонажей, один чуднее другого. А создатели при этом не теряют хватку и продолжают умело жонглировать образами, ни капельки не растеряв динамизма.
Несмотря на недостатки, у франшизы есть один козырь – от фильма к фильму она просто пухнет от новых интересных персонажей, один чуднее другого
Плюс: Среди новых образов в этой серии доминирует здоровенный гоминид – капитан пиратов Гад. В отличие от прошлых серий франшизы это не комичный, а скорее инфернальный персонаж. Прелесть этому социопату придает неповторимый картавый перевод Ивана Охлобыстина. В оригинале, кстати, создатели также творчески подошли к выбору актера на озвучку обезьяны. В английской версии это мегапопулярный Питер Динклэйдж, тот самый, который играет Тириона Ланнистера в «Игре престолов».
Минус: Слабоумная бабка Сида, конечно, сама по себе прикольная особа. Например, когда Сид нашел ей челюсть или когда сирены визуализируют ее эротические мечты (беее, меня сейчас стошнит). Но вот персонажей из «Эры динозавров» в фильме явно не хватало (легкий намек на них, когда Скрат летел через земные недра к ядру или когда его самого охмуряли сирены, не считается). А ведь Бак, одноглазая ласка из третьей части, – это Ахав «Моби Дика», только из подземелья. Он отлично вписался бы в апокалипсический мир дрейфующих континентов. В дуэте с капитаном Гадом они составили бы еще тот гремучий коктейль.