addEvent(window, 'load', initCorners); function initCorners() { var settings = { tl: { radius: 20 }, tr: { radius: 20 }, bl: { radius: 20 }, br: { radius: 20 }, antiAlias: true } curvyCorners(settings, "#floatTip"); }
Король умер

07.08.2012

Бэтмен смотрит в будущее... франшизы

Гаснет свет. Во мраке кинозала яркие вспышки пулемётных очередей освещают искривленные ужасом лица зрителей. Крик. Из-за разорванного полотна экрана на них идет строй рассерженных мужчин в шляпах с Томми-ганами в руках. Люди в рапиде падают навзничь…


Это в краснодарском кинотеатре «Аврора» в день премьеры демонстрируется запрещённый в Штатах после известных событий трейлер к «Охотникам на гангстеров», который предваряет хит сезона «Тёмного рыцаря: Возрождение легенды».

Эти трейлеры уже удалены или урезаны на крупнейших видеохостингах и сайтах о кино. Авторы «Охотников» всерьез озадачены монтажной кастрацией ключевой сцены в фильме с расстрелом зрительного зала и досъёмкой новых эпизодов, ликвидирующих смысловые бреши в картине. А в Краснодаре все по-настоящему, без заискивающей политкорректности и сюсюканий, даже бронежилет никто не выдал перед сеансом. Какая ведь глупость – удалять сцены, не имеющие к событиям отношения, а только внешне напоминающие о них. Так было с фильмами-катастрофами, демонстрирующими разрушения небоскребов, после 11 сентября – их просто не пускали в прокат и ТВ. По крайней мере, в США. А между тем в зале включили кондиционер, и он холодной волной окатил вспотевшую спину…

 Как водится, всё начинается с головокружительного экшена – абордажа авиасудна, каких кинематограф не знал

Никуда не деться от гнетущего ощущения, а на экране появились первые кадры заключительной серии трилогии о тёмном рыцаре, которая должна завязать тугим узлом все сюжетные линии, расставить все точки над «i» и подготовить франшизу к перезапуску. Уже известно, что режиссер «Тёмного рыцаря» Кристофер Нолан будет продюсером последующих серий о Бэтмене. Он все продумал…

Никуда не деться от форсмажорного контекста событий, произошедших на ночном показе в американском городе Аврора, но есть основания полагать, что прокату фильма это сильно не повредит, несмотря на прогнозы, так как смотреть там есть на что и без возможностей популярного 3D.

Никуда не деться от гнетущего ощущения...

Передышки за 2 часа и 45 минут экранного времени у зрителя не будет. Как водится, всё начинается с головокружительного экшена – абордажа авиасудна, каких кинематограф не знал, и похищения из него русского учёного (доктора Павлова) кавказской наружности. Этот самый доктор, знаток термоядерных процессов, и должен помочь главному антигерою с респиратором на лице Бэйну уничтожить Готэм. «Чем бы оно ни было – оно ядерное».

Опробованный на миллионе фильмов ход с обратным отчётом – таймером на атомной бомбе – выполняет функцию центрообразующего саспенса. К тому же символизирует возвращение к истокам, то есть перезапуск летучемышиной истории через неминуемый взрыв… мозга, а у кого-нибудь любителя колы и мочевого пузыря.

В фильме прослеживается актуальная конспирологическая тема современности об истинных источниках революционных настроений и тех, кто за ними стоит

Джокер умер. Вернее, умер Хит Леджер, исполнявший его в предыдущей серии и по сюжетному повороту, очевидно, появившийся бы в заключительной части трилогии. Персонаж, несущий хаос, не имеющий никаких целей, а получающий удовольствие от процесса игры и разрушения. И вот его нет. Замены в актерском составе Нолан делать не стал и выбрал из множества протагонистов вселенной Бэтмена именно Бэйна. А Бэйн, в исполнении Тома Харди, доказал, как может стричь глазами, не демонстрируя своей чеширской улыбки. Суровый вышел мужчина. Тоже несущий хаос, но уже имеющий вполне конкретную цель – довести до ума дело Рас аль Гула – уничтожить Готэм. И делает он это с холодным расчетом «вождя пролетариата», которому известно, что для начала нужно захватить мосты, телефон и телеграф. Бэйн же понимает все по-своему и эти самые мосты тупо взрывает. Далее вновь прослеживается актуальная конспирологическая тема современности об истинных источниках революционных настроений и тех, кто за ними стоит. Если лодку раскачивают, значит это кому-нибудь нужно. Авторы фильма убеждают нас, что это нужно плохим парням.

Бэйн в исполнении Тома Харди стрижёт глазами

Главное оружие – это страх, Бэтмен понял это еще в первой части и, преодолевая собственные фобии, выбрал летучую мышь символом борьбы с преступностью. В финальной же серии он этот страх теряет, в результате чего оказывается беспомощным перед врагом. Надо опять «забояться», и ты победишь – таково послание всем, кто хочет почерпнуть философский смысл в картине. Кристиан Бэйл убедительно страдает и находит в себе силы стать снова уязвимым. «Тёмный рыцарь» сделал его, начинавшего актерскую карьеру в 12-летнесм возрасте у Владимира Грамматикова в фильме «Мио, мой Мио», звездой первой величины.

Это взрослая суровая история, унаследовавшая от комиксов несколько схематичных сюжетных ходов, которые, как татуировки на теле бывшего заключенного, говорят зрителю о корнях первоисточника

Если отбросить все супергеройские маски, то фильм Кристофера Нолана – это добротный триллер-боевик с рефлектирующим главным героем, сомневающимся, мятущемся. О том, кто взял вину на себя и теперь не знает, как с этим жить. Нет в этих фильмах придурковатых ряженых героев и людей со сверхспособностями. Это взрослая суровая история, унаследовавшая от комиксов несколько схематичных сюжетных ходов, которые, как татуировки на теле бывшего заключенного, говорят зрителю о корнях первоисточника. Этой истории, как, допустим, «Человеку-пауку», юмор не нужен. Он разрушит готическое настроение, которое Нолан взял за стилеобразующее, вдохнув три глотка свежего воздуха в замусоленного до дыр с 1939 года героя.

На тёмной съёмочной площадке

Гнетущего настроения добавляет пришедший из первой части продажный психиатр Джонатан Крэйн с преступным прозвищем Пугало в исполнении Киллиана Мёрфи. В начавшейся смуте «раскачанной лодки» ему доверено вершить правосудие над осужденными, которые виноваты в том, что виноваты. Как судья из «Процесса» Франца Кафки, он возвышается над ними и предлагает выбор между смертью и смертью.

«Бэтменом может быть кто угодно – в этом смысл», – говорит Брюс Уэйн в облачении супергероя. Он никому не открывает своего настоящего имени, кода находится в маске, но намекнуть не забывает. Действительно, под маской может быть кто угодно, и эта мысль не только о бескорыстии справедливости – «Знак ГТО на груди у него, больше не знают о нем ничего», она ещё и готовит зрителя к перезапуску франшизы. Кто же следующий? Кристофер Нолан, как Бэтмен, оставляет ребус для зрителя. Попробуйте его разгадать. Один персонаж в финальном эпизоде намекает на то, что он может породить спин-офф от нолановской трилогии, а может и примерить костюм «Тёмного рыцаря», ведь не важно, кто под маской.

Под маской может быть кто угодно, и эта мысль не только о бескорыстии справедливости, она ещё и готовит зрителя к перезапуску франшизы

«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» хоть и не превзошел по накалу страстей и сюжетной эквилибристике предыдущий фильм, но зато упорядочил всё по своим местам и поставил точку. Такой и должна быть заключительная часть трилогии. Вспомним хотя бы «Матрицу», там тоже в финальной серии были даны ответы на все вопросы предыдущих, а там, где не остается загадки, остаётся легенда. И эта легенда будет возрождена еще не единожды. Обратный отчет: 4,3,2,1… Король умер! Да здравствует король!

Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Югополис»