Как бы ни силились авторы «Человека из стали» сделать из городской сказки научно-фантастическое кино, им это не удалось. Не получается поверить в нагромождение допущений и сопереживать герою, от которого пули отскакивают, как вишнёвые косточки.
И пусть он хоть зарефлектируется в усмерть – кто я? зачем? – всё равно криптонианец от этого не станет богочеловеком. Просто потому, что он совсем не человек. Кал-Эл (именно так назвали Супермена его настоящие родители) был отправлен в специальной капсуле на Землю, перед тем как планета Криптон приказала долго жить. Здесь он обрёл нечеловеческие способности благодаря разнице в гравитации (и не только).
Супермен, созданный в 30-х годах прошлого века, породил феномен супергероического жанра
Супермен, созданный в 30-х годах прошлого века Джерри Сигелом и Джо Шустером, являющийся иконой американской поп-культуры, породил феномен супергероического жанра и занял почётное первое место на пьедестале. До сих пор интерес к его персоне не угасает, а киношные и телевизионные бонзы то и дело запускают и перезапускают франшизу о нём. Подтверждение тому – десять сезонов сериала «Тайны Смолвиля», выходившего с 2001 по 2011 год.
Путь Кларка Кента (имя, данное приёмными родителями) долог и тернист. Создателями он был задуман как современный Геракл и Самсон. Исследователи отмечали в его биографии отсылки к жизни Моисея. В фильме же бросаются в глаза лобовые аллюзии, связанные с Иисусом Христом. Основные события «Человека из стали» происходят в тот период, когда Супермену исполнилось 33 года. Он узнал тайну своего происхождения и был готов принести себя в жертву ради спасения всего человечества. Более того, когда он советуется с католическим священником, как ему поступить в сложной, решающей судьбу планеты ситуации, на заднем фоне в витраже мы (как будто бы случайно) видим, образ коленопреклонённого Иисуса, обращающегося к Отцу.
Тенденция современных блокбастеров показывать супергероя слабым, мятущимся, со своими скелетами в шкафу (как это недавно было с Бэтменом) сделала из Супермена Гамлета с функцией вертикального взлёта. Конечно, как это бывает в изрядном количестве комиксов, у него есть тяжёлая психологическая травма, сопровождающая его с детства и в данном случае связанная с гибелью приёмного отца. Что же делать со своими сверхспособностями? Дар это или проклятье? Почему надо скрывать свой потенциал? Эти и другие вопросы так или иначе поднимаются в фильме. Однако какого-то эмоционального единения с героем не ощущаешь. Ну как можно сопереживать персонажу, который в воде не тонет и в огне не горит? Из глаз которого бьют лазерные лучи? К этому инопланетянину с неземными талантами можно относиться только с завистью (да парень просто с жиру бесится).
Нет, Супермен не человек – он Perpeto Mobile, которому вдруг стало грустно. Он способен регенерировать бесконечно, поэтому любая рана ему ни по чём. Он вечен, неуязвим и супервынослив. Такова концепция Супермена со времен его создания. Правда, с годами она немного изменилась. Изначально, отвечая требованиям эпохи, герой громил гангстеров и спекулянтов, был более жесток и прямолинеен. На его поведение ощутимо влияла «Великая депрессия». Сегодня же его не волнует социальная справедливость. По крайней мере, в новом фильме о ней ни слова. Мы видим лишь зарождение легенды, перезапуск мифа и не более того.
Нет, Супермен не человек – он Perpeto Mobile, которому вдруг стало грустно
Существенное отличие сказки от научной фантастики состоит в том, что она полностью строится на игре воображения. Ковры в сказке просто летают. А в sci-fy – всё логично, там всегда есть место научному допущению, в котором возможно управление антигравитационными силами без применения дополнительного оборудования. Так вот, события в новом фильме о Супермене настолько труднообъяснимы (а в некоторых местах просто нелогичны), что создаётся ощущения, будто находишься в гостях у сказки.
Фильм изобилует ссылками на массовую культуру – выращивание детей в капсулах, до боли напоминающее «Матрицу» (даже Лоренс Фишбёрн исполнил небольшую роль), полёты на драконах а-ля «Аватар», нахождение инопланетного корабля в снегах, как в «Нечто» Карпентера и другие. Более того, создаётся впечатление, что режиссёр Зак Снайдер, автор таких хитов, как «300 спартанцев» и «Хранители», решил побить рекорд по разрушениям в кадре. Финальную схватку между Человеком из стали и его оппонентом генералом Зодом можно смело назвать Сталинградской битвой, превратившей город в руины. «Трансформеры» не достигли такого эффекта за все три части. И вообще где-то на сороковой минуте битвы приходишь к пониманию, что драка между двумя непобедимыми врагами бессмысленна. У них должен быть какой-то иной, более логичный в данной ситуации способ одержать победу, нежели удар в челюсть с уничтожением целых жилых кварталов. Интересно, почему Супермен не думал о человечестве, находившемся в этих домах в тот самый момент?
При более пристальном изучении картины можно найти одно сходство с «Прометеем». В картине Ридли Скотта показано, что человека по образу и подобию произвели некие инженеры на далёкой от Земли планете. Что мы видим в «Человеке из стали» – криптонианцы как две капли воды похожи на людей, у них есть некий артефакт-кодекс, в котором хранится весь генофонд и который выглядит, как обгоревший череп макаки. Видимо, есть у людей и криптонианцев один общий предок, как есть он у инженеров и людей. Вот только вопрос о том, откуда появились эти первородители, остаётся открытым в обоих случаях.
Смотреть грохочущее действо почти два с половиной часа очень утомительно. Не спасает даже 3D – плоское из-за того, что фильм конвертирован, а не снят в трёхмерном формате. Не спасают и установленные в «Киномаксе» кресла D-BOX, хаотично наклоняющие в разные стороны зрителей, наблюдающих за событиями со стороны (!), а не глазами действующих лиц.
Приходишь к пониманию, что драка между двумя непобедимыми врагами бессмысленна
И вообще, на протяжении всего фильма не покидает ощущение, что «Человек из стали» создан при содействии DC Comics только для того, чтобы стать частью «Лиги справедливости», как это стало с персонажами Marvel, которые объединились в «Мстителях». Смотреть можно, но не обязательно – всех в сборе увидим позже.
Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Югополис»