addEvent(window, 'load', initCorners); function initCorners() { var settings = { tl: { radius: 20 }, tr: { radius: 20 }, bl: { radius: 20 }, br: { radius: 20 }, antiAlias: true } curvyCorners(settings, "#floatTip"); }
В чём сила, брат?

04.07.2012

Оружие, простое, как топор – просто топор / фото: kinopoisk.ru

Тимур Бекмамбетов в своём новом фильме «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» решил задаться извечным вопросом и ответил на него так же, как когда-то сделал парень в свитере крупной вязки с обрезом наперевес. Жанр мэшап способен делать и не такое.


Пришедший в кино из литературы жанр под названием мэшап позволяет жонглировать классикой, реальными и вымышленными персонажами, как помидорами в букинистическом магазине. Мэшап – в буквальном смысле означает смешение, от английского meshup. В постмодернистском пространстве оно подразумевает ревизию или переосмысление всего самого важного, сакрального и милого сердцу, смиксованного и поданного к столу. Автор «Линкольна» – законодатель мод в жанре писатель Сет Грэм-Смит. В его послужном списке уже несколько бестселлеров, в том числе роман-переделка с говорящим названием «Гордость и предубеждение и зомби». Когда-нибудь он тоже будет экранизирован. А пока – «Президент Линкольн: Охотник на вампиров». Эта книга привлекла внимание продюсеров Тима Бёртона и Тимура Бекмамбетова, а последнего усадила и в режиссерское кресло.

«Силу дает не ненависть, а правда!», – говорит Аврааму его непонятно откуда взявшийся учитель Генри. И только лишь за этот парафраз фильм стоит смотреть

В книгу, а потом в сценарий угодил Авраам Линкольн – 16-й президент США, любимец американцев, освободивший негров (извините, так меня учили в школе: в Германии живут немцы, в Румынии – румыны…) от рабства и совершивший еще много достойных поступков, оставивших в памяти рубцы уважения. После просмотра блокбастера от нашего парня из Голливуда, эти рубцы рискуют увеличиться и начать кровоточить.

Не смея ставить читателя, а в перспективе зрителя в ситуацию «вчера мне Мойша напел, не пойду», поделимся только экспозицией. Маленький Авраамушка становится свидетелем того, как его мать кусает упырь-работорговец, но она почему-то не превращается в вампира, а запросто умирает. Об этих и других особенностях вампиров, представленных новомодным писателем – чуть ниже. Так вот, проходят годы, Авраам подрастает, мужает, но детская травма не дает ему покоя – в душе он мечтает о мести. В таком мятущемся состоянии его находит некто, предлагающий научить бороться с кровососами. Обучение дается Линкольну не сразу, а всему виной – кто бы мог подумать – ненависть. «Силу дает не ненависть, а (внимание!) ПРАВДА!», – говорит Аврааму его непонятно откуда взявшийся учитель Генри. И только лишь за этот парафраз фильм стоит смотреть.

А это не тот парень, который снимался в фильмах про вампиров? / фото: allmoviephoto.com

Для борьбы с вампирами будущий президент выбирает близкое ему орудие, простое, как топор – просто топор. Этим оружием он крошит в мелкий винегрет нечисть в непрекращающемся рапиде. Серпантин кровяных струй, топор описывает сферическую траекторию, члены тела отделяются от туловища и медленно приземляются на пол… рапид. Рапид и еще раз рапид.

Истинная же причина войны Юга с Севером – это, конечно, ресурсы. Но не ископаемые, а человеческие. Южане хотят рабовладения, потому что среди них полно вампиров, а раба практически на законных основаниях можно употреблять в пищу, не рискуя быть осужденным – профсоюза и телефона службы доверия у него нет. Северяне против, предводительствует ими Авраам Линкольн, к тому моменту уже успевший стать президентом (просто монтажная склейка – и 30 лет жизни главного персонажа позади, без особых объяснений).

Но не стоит в этой истории искать глубоких смыслов, библейских аллюзий, метафорического описания экономического кризиса и прочей фигни

Заглавную роль исполняет Бенджамин Уокер, в состаренном виде как две капли воды похожий на Лиама Нисона, поначалу даже показалось, что в 50-летнем возрасте Линкольна играет именно он. Вот такой бюджетный и подающий надежды Лиам.

Руфус Сьюэлл, озвученный вечно плохим парнем Виктором Вержбицким (Завулон из «Дозоров») достойно исполнил роль антагониста, главного вампира, «от которого все пошло» и который носит не менее библейское, чем главный персонаж, имя – Адам! Авраам VS Адам. Fight!

Но не стоит в этой истории искать глубоких смыслов, библейских аллюзий, метафорического описания экономического кризиса и прочей фигни. Даже если они там есть, то ровным счётом ничего не значат. Это мэшап. Отключите голову и наслаждайтесь лужами крови, пулей, летящей прямо в лоб, и прочими радостями современного зубодробительного кинопроизводства. Да, это не «От заката до рассвета», юмора катастрофически недостает. Казалось бы, жанр предполагает издевательства в самой жесткой форме, но происходит все с какой-то спилберговской няшностью детского (читай семейного) кинематографа. И только для того, чтобы поставить рейтинг 14+.

Рапид, рапид и еще раз рапид / фото: allmoviephoto.com

Каждый раз перед просмотром нового фильма про вампиров предполагаешь, какими на этот раз свойствами авторы наделят мифических персонажей, про которых с детства и так все понятно. Некоторые комбинации еще остались. Вот эти, например, как-то научились не бояться солнечного света, почему-то, как оборотни, дохнут от серебра, про осиновые колья, чесноки и кресты – ни слова. Своим укусом могут убить, а могут и подарить жизнь после смерти. И что самое интересное – вампир не может убить вампира. Вот это «что-то новенькое» как раз и необходимо для сюжетного поворота. В любом случае до расширения вампирской вселенной, как у Виктора Пелевина в «Эмпайер V», «Линкольну» еще далеко.

  И что самое интересное – вампир не может убить вампира. Вот это «что-то новенькое» как раз и необходимо для сюжетного поворота

Пора бы Тимуру Бекмамбетову обратить внимание на соотечественников, снять, скажем, фильм с названием «Михаил Сергеевич: Первый и последний президент против кремлевских оборотней». Интересная получилась бы история о зарождении демократии, свободы слова и разрушении старых устоев. А тяпка в качестве боевого оружия придала бы остроты повествованию. Колоритного главного героя мог бы сыграть Джейсон Стэтхэм – сходство налицо. Главное – не забыть в середине фильма произнести сакраментальное: «А я вот думаю, что сила в правде!».

Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Югополис»