addEvent(window, 'load', initCorners); function initCorners() { var settings = { tl: { radius: 20 }, tr: { radius: 20 }, bl: { radius: 20 }, br: { radius: 20 }, antiAlias: true } curvyCorners(settings, "#floatTip"); }
Простая история Льюина Дэвиса

30.01.2014

Льюин Дэвис на встречу светлому будущему

Как когда-то Дэвид Линч удивил не характерной для себя «Простой историей» про старика, путешествующего на газонокосилке, так и теперь братья Коэны выдали изящную по форме и незатейливую по содержанию картину о музыканте, который ищет популярности.


Фильм творческого тандема Итана и Джоэла Коэнов «Внутри Льюина Дэвиса» уже успел получить престижную награду – «Гран-при жюри» Каннского кинофестиваля и номинирован на две технические премии «Оскар» (лучшая операторская работа и лучший звук). Получит он их или нет, станет известно в начале марта. В основе картины лежат мемуары американского музыканта Дэйва Ван Ронка, а действие происходит в 1961 году. Это своего рода биография музыканта, но образ персонажа – скорее вымышленный, собирательный. Многие события из жизни главного героя имели место в биографии автора мемуаров. Так, например, винил, выпущенный Льюином, называется по аналогии с реальным альбомом автора: Inside Dave van Ronk.

Это своего рода биография музыканта, но образ персонажа – скорее вымышленный

Нью-Йорк. Метро. Гринвич-Виллидж. Клуб с кинематографическим названием «Газовый свет». Постоянная нехватка денег. Потрёпанный жизнью главный герой с чужим котом в руках, без кола и двора, вяло предпринимает последние попытки покорить вершины чартов. Когда-то у него был друг-союзник, но теперь его нет, и Льюину приходится пробиваться в одиночку. С каждой неудачной попыткой желание идти вперёд становится всё меньше. «Я устал», – говорит главный герой и смотрит грустными глазами.

Аннотации врали, утверждая, что Льюин дал один концерт и исчез. Он блуждал весь фильм с гитарой в руках, как сомнамбула в надежде проснуться звездой. Своеобразное роуд-муви музыканта, скользящего по тонкому льду шоу-бизнеса, который весь фильм будет исполнять свои заунывные композиции (любители фолка придут в восторг). Что у него внутри, можно узнать из песен, потому что снаружи этот инфантильный кадр мало себя проявляет. Лишь раз он позволит себе сорваться на ни в чём не повинного человека – но это будет крик души, который окружающие не оценят.

– Ну и хер с ним, с плащом!

Не прямая дорога с началом и концом, а трасса кольцевых гонок, где каждый финиш – это старт для следующего круга. Можно сойти с дистанции, а можно ещё раз попытаться оставить всех позади себя. Таков путь персонажа, такова его простая историю, которая скорее всего не станет чем-то вроде манифеста поколения – ещё одного творения авторов под названием «Большой Лебовски». Ведь история Льюина могла произойти в любое время и не только с гитаристом, исполняющим собственные песни. Поход за мечтой по кругам бытового ада. Не история восхождения, а бытописание богемной жизни начала 60-х годов – вот, что находится внутри Льюина Дэвиса.

Фильм получился нетипичным для Коэнов (даже более, чем предыдущая лента – вестерн-ремейк «Железная хватка», вышедший в 2010 году), но не менее тонким в своём исполнении. Несмотря на простоту сюжетной линии следить за персонажами весьма интересно, тем более что в фильме даже эпизодические роли удались на славу. Чего стоит один только Джон Гудман в качестве попутчика Льюина Дэвиса: «Ты играешь фолк? А говоришь, что музыкант!» ИлиДжастин Тимберлэйк, который, как, оказывается, может и фолк исполнять, и роли свои не клонировать из фильма в фильм. Конечно, фирменный коэновский юмор в фильме присутствует, но его, как кажется, стало меньше. Оскар Айзек, исполнитель главной роли, хоть и передал всю глубину рыцаря печального образа, но ему не хватило иронии. Но Коэнам видней – их двое.

Фильм этот – рассказ о походе за мечтой по кругам бытового ада

Льюин говорит: «Люди делятся на две категории: те, кто делит людей на две категории и…», – его перебивают: «…лузеров». Понятие успешности и неуспешности братья-режиссёры подают без трагического надрыва. Всё идёт по кругу, как шло и раньше. Не все на своём пути становятся Элвисами – ну и что теперь.

Простая мысль и простая история теперь от братьев Коэнов, поданная в обёртке культурных кодов, с намёком на «Одиссею» Гомера. После просмотра фильма ловишь себя на мысли: ведь ничего особенного, но почему не идёт эта история из головы? Лёгкое послевкусие – фирменная фишка авторов.

Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Югополис»