Разговоры о кино - Strangefilm.org

Десять режиссерят

Уже в прокате!

Начался интернет-прокат фильма «Игры в темноте». Авторы проекта создали кино так, что наряду с событиями, происходящими в фильме, границы восприятия расширяет способ его создания. Зрителя пускают на съёмочную площадку, и это часть интриги.


О проекте «Буриме» мы писали неоднократно. Проект участвовал в питчинге «Кинотавра – 2013», премьера состоялась в прошлом году на «Киношоке», Strangefilm.org имел самое непосредственное отношение к созданию фильма. Сейчас картину наконец-то cмогут увидеть зрители. Прокат не кинотеатральный, а сетевой. Для проекта, созданного по принципу Интернета 2.0, он и не мог быть иным. Новые технологии – новый способ проката.

Атмосфера накаляется, люди превращаются в диких зверей, готовых убивать ближних, чтобы спастись

Итак, десять смертельно больных людей, ждущих пересадки органов, получают письма от анонима. Он предлагает им сыграть с ним в опасную игру, выигрыш в которой – спасительная операция, проигрыш – смерть. Аноним среди жертв, и им надо его вычислить. Каждый час – голосование, тот, кого выбирают, выпивает яд. Атмосфера накаляется, люди превращаются в диких зверей, готовых убивать ближних, чтобы спастись. Детектив, триллер, метафора общества потребления, достигшего своего апогея.

Сюжет отчасти похож на «Десять негритят» Агаты Кристи и построен по принципу реалити-шоу «Слабое звено» и ему подобных, но реализовано все причудливым образом. Авторы идеи Николай Бабич и Сергей Корженевич с соратниками разработали и сняли несколько коротких эпизодов, это контрольные точки – рифмы. Разместили их в Интернете и пригласили всех желающих написать сценарии того, что было между ними, как в литературной игре буриме. Авторов самых оригинальных сценариев приглашали в Москву снять свой эпизод. Здесь все перевернуто с ног на голову: профессиональные актеры и безвестные режиссеры. Всегда делалось два альтернативных куска, какой останется в фильме – решали интернет-голосованием.

Зрителя ждут смонтированные в фильм эпизоды-победители и два альтернативных финала – один метафизический, другой реалистичный. Выбор финала остаётся за тем, кто смотрит, таким образом разработчики проекта «Буриме» доказывают: зритель до последней секунды фильма остается непосредственным участником событий. Однако «Игры в темноте» можно смотреть двумя способами: плюнуть на историю создания и следить за происходящими событиями, а можно, наоборот, запомнить в начале контрольные точки и ловить их во время просмотра, обращая внимание на то, что после каждого переломного эпизода в дело вступает другой режиссер со своим стилем и представлением о мире. На самом сайте «Буриме» можно увидеть альтернативные эпизоды, не вошедшие в фильм (скоро они вновь будут доступны). При желании из них можно смонтировать ещё одно кино, но оно было бы набором бессвязных короткометражек, фантомными болями от оригинального проекта – их удалили, но они незримо присутствуют.

Эпизоды не вошедшие в фильм, как фантомные боли – их удалили, но они незримо присутствуют

Таким образом, происходящее на экране требует от зрителя постоянного включения в процесс – видеть больше, чем привык, думать, сопоставлять, выходить за границы обыденного. Сие зрелище просто обязан увидеть любой киноман. Это экзотическое блюдо, которое потребляется не для насыщения – здесь поиск новых вкусовых эффектов, затрагивающих незадействованные рецепторы. Создатели настаивают на том, что буриме – новый киножанр, с этим можно поспорить, но то, что это может стать одним из способов создания фильмов в киноиндустрии – вполне вероятно. Так что при просмотре «Игр в темноте» время от времени возникает мысль: а вдруг этот трюк войдёт в нашу повседневную жизнь…

Представьте зрителей столетней давности, впервые увидевших в кино крупный план и недоумевавших, что это за странная штука – показывать голову отдельно от тела на весь экран? Нам, живущим в XXI веке, всегда кажется, что мы бы – окажись на их месте – были умнее и сразу всё поняли. Сейчас появилась возможность увидеть, как зарождается новая технология создания зрительского кино. Фильм можно посмотреть по этой ссылке. В ближайшее время количество онлайн-площадок для проката будет увеличиваться.

Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Юга.ру»