Разговоры о кино - Strangefilm.org

Духless: Библия клерков

Революция VS Клерки

Топ-менеджеры крупных компаний ездят на мусоровозах, президент снимается в кино, а зрители отказываются от дешёвых билетов. Это не жёлтая пресса, это – экранизация самого скучного из культовых и самого культового из скучнейших романов современности.


В XXI веке выходили книги и получше: «Мультики» Елизарова, «Демоны в раю» Липскерова, «Хлорофилия» Рубанова, но иконой всё-таки стал «Духless», потому что Минаев решил не уходить в мистику, не рисовать картины мрачного будущего или ностальгировать по закату советской эпохи, а взял и описал мир нуворишей по принципу: богатые тоже плачут. А клипмейкер Роман Прыгунов создал из этого материала красочный блокбастер c Данилой Козловским в главной роли.

Суть происходящего на экране можно объяснить парой фраз: мир делится на богатых дебилов и бедных революционеров

Не знаю, ждал ли кто-нибудь эту картину, но лично я после «Generation П» ничего не жду от кино, а хожу туда кушать кукурузу под коньяк. Вот и в этот раз сюрпризов не намечалось. Как и все, я купил билет подороже, сел в кресло и приготовился к полудрёме. Но, как выяснилось, совершенно зря – фильм оказался смешнее, актуальнее и интереснее адаптации пелевинского текста. Кстати, на этом сеансе не было продано ни одного дешёвого билета. Все сидели по центру и демонстрировали успешность и состоятельность, давая понять окружающим: уж мне-то как никому близки страдания юного клерка, клянущего мир за легкодоступность радостей жизни!

Осталось нанести взрывчатку на опоры здания

Суть происходящего на экране можно объяснить парой фраз: мир делится на богатых дебилов и бедных революционеров. Аморальный офисный планктон шатается по клубам, долбится наркотой и имеет всё, что шевелится. Высоконравственная оппозиция рисует на небоскребах совокупляющихся человечков, бухает и постоянно конфликтует с представителями закона. Клерки – плохие, революционеры – хорошие, причём даже политкорректные: из их уст за весь фильм не вырвалось ни одного антиправительственного лозунга, лишь только общие сентенции на темы неприемлемости общества потребления и мира, погрязшего в говне. Два главных тезиса: «Мы только едим и гадим, работая, по сути, на очко» – вещает пролетариат; «Революции нужны не придурки, а мученики» – отвечают белые воротнички. И здесь становится ясно, что компромисса между двумя мирами не будет, это – противоположные векторы развития России на ближайшие десятилетия.

Владимир Путин порадовал фанатов совсем уж неожиданным выходом – в образе супергероя, который на ночных улицах учит гламурных наркоманов уму-разуму

«Владимир Путин» порадовал фанатов совсем уж неожиданным выходом – в образе супергероя, который на ночных улицах учит гламурных наркоманов уму-разуму. А так как фильм создан при поддержке Федерального комитета по кинематографии, можно предположить, что инициатива пошла из Кремля. Ну не всё же время с косяком журавлей гонять!

Есть, конечно, и нелепости. К примеру, мне непонятен штамп с мужиком, уличенным в измене путём нахождения в его вещах женских трусов. Вы кладете себе в карман нижнее бельё женщины, с которой только что переспали? Лично я за собой такого не замечал. Уже только поэтому данное кино не про меня.

Моя секретарша – андроид, работает от сети

Разница между фильмом и романом серьёзная: в книге больше мата, потому что она толстая; меньше сюжета, потому что она нудная; нет Путина, потому что она опубликована. Снобы, конечно, будут долго сравнивать и рассказывать, какого цвета на самом деле были трусы секретарши и тому подобное, но мы-то понимаем, что дело не в трусах – фильм смешной, и многие цитаты из него уйдут в народ. После выхода «Духless» в печатном варианте выражения «Моя секретарша – андроид, работает от сети» и «Плохо не то, что мы клерки, а то, что мы хотим ими быть!» стали поговорками. Самый же крутой перл новой версии – это фраза: «Мне всё можно, потому что я – говно!», а также непревзойдённое по глубине сравнение культуры с непечатным междометием.

Вообще же, к моменту выхода на экран «Духless» ужасно устарел, как и выстреливший год назад «Generation П»

Вообще же, к моменту выхода на экран «Духless» ужасно устарел, как и выстреливший год назад «Generation П». И как бы ни противились авторы сопоставлению этих двух картин, от него никуда не уйти. В обоих случаях, чтобы скрыть «вторую свежесть» деликатеса, сценаристы вытянули сюжет до наших дней. Не особо помогло.

Да и с основным посылом glamбастера авторы погорячились. По их замыслу публика должна осудить этот русско-английский гибрид бездуховности и порадоваться за главного героя, поменявшего банк на «обезьянник». Со мной прозрения не случилось, во время сеанса я захотел столько же женщин, бабла и наркотиков… И пусть потом меня жёстко мучит совесть во всех известных ей позах. Сдаётся мне, что всего этого, выходя из кинозала, захотел не один я.