Разговоры о кино - Strangefilm.org

Косяк на троих

Справа кудри токаря, слева – кузнеца

Так мог называться фильм, снятый на основе романа Джека Лондона, напиши он сегодня историю про трёх искателей приключений, двое из которых мужчины. Но он ничего подобного не делал – за него с этим справился Оливер Стоун, поставивший «Особо опасных».


В получившемся фильме показана современная интерпретация классического любовного треугольника, помноженная на романтику культивации марихуаны в особо крупных размерах. «Сердца трёх», по версии одного из самых политизированных режиссёров Голливуда, буддиста, ветерана Вьетнамской войны и обладателя трёх премий «Оскар» Оливера Стоуна, попирают устои института брака и провозглашают новый тип взаимоотношений. К Джеку Лондону эти сердца отношения не имеют, так же, как не имеют отношения к процитированному одним из героев вестерну «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», с персонажами которого он сравнивает свою нетрадиционную семью. Там у двух грабителей банков с дикого Запада была одна дама сердца. Однако похожи эти произведения лишь пресловутым «треугольником» и духом приключений на одно место, не более того.

В «Особо опасных» показана современная интерпретация классического любовного треугольника, помноженная на романтику культивации марихуаны в особо крупных размерах

Вообще говоря, в фильме главными действующими лицами являются женщины, несмотря на экшен, исполняемый мужчинами. Голос главной героини (Блейк Лайвли) за кадром представляет зрителям двух её избранников. Первый – Бен (Аарон Джонсон), мозговой центр с двумя высшими образованиями ботаника и экономиста, второй – Чон (Тейлор Китч) – вояка-вышибала, чуть что хватающийся за пистолет. Друзья с детства, они и теперь занимаются одним любимым делом – производством и продажей на побережье Калифорнии беспроблемно выращиваемой только в Голландии сельскохозяйственной культуры.

Дело поставлено на поток, слава о чём разнеслась душистым ароматом по всем Штатам, заходя и за их пределы. Селекционный гений Бена из прихваченных Чоном в Афгане семян конопли выводит растение с запредельным содержанием дури. Шикарный товар! Глава мексиканского наркокартеля, желая контролировать всех производителей, нацеливается и на товарищеский бизнес Бена и Чона. Они против.

Я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк, р-р-р!

Наркобароном оказывается женщина Елена Санчес, исполняемая похужевшей или подхуженной Сальмой Хайек. Безжалостный лидер слабого пола, которого боятся все подчинённые мужского. В том числе трепещет правая рука госпожи-синьоры – Ладо, сыгранный Бенисио Дель Торо. Девушка по имени О (Офелия), от лица которой ведется повествование, имеет высокодуховные половые взаимоотношения с обоими парнями. Парни в курсе. Парни не возражают. Хитрая Елена, понимая, что эта двоемужница – ахиллесова пята несговорчивых ботаников, похищает её. Ребята должны сконцентрироваться.

Незамысловатая история «Особо опасных» рассказана с достаточной долей мастерства, которое заключается в удачно разбросанных штампах и проверенных временем сюжетных поворотах. Здесь все герои, как и ситуации, схематичны и незамысловаты. Порой, чтобы не позволить рассказу потерять динамичность, персонажи совершают нелогичные поступки, например, предлагают выкуп за девушку в десять миллионов долларов, имея на руках только семь, видимо, чтобы не заскучать, добывая остаток необходимой суммы. Но в потоке живописных пейзажей, где «Бог прилёг отдохнуть на седьмой день, а на восьмой его выперли»; красивых людей; в тему вверченных политизированных шуточек типа: «Теряет деньги, как BP после разлива нефти», «Играет в Никсона», «Строит из себя Боно, разъезжая по Африке», – это становится не так важно.

Это не история про безрадостные будни наркотрафика и его бесчеловечные последствия, а экранизация грёз романтичного мечтателя, хобби которого – употребление лёгких наркотиков и обсуждение фильмов

Немало в этом помогает и настроение фильма – приподнятое, весёлое, хотя картина не была заявлена комедией. Это не история про безрадостные будни наркотрафика и его бесчеловечные последствия, а экранизация грёз романтичного мечтателя, хобби которого – употребление лёгких наркотиков и обсуждение фильмов. Посему все персонажи получились дурашливыми, злодеи же – не злыми, а потешными гномиками. В этой связи даже Дель Торо выглядит тряпичным волком с поддерживающей короткие штанишки большой оранжевой пуговицей на пузе. То же относится и к Джону Траволте, продажному фэбээровцу, который того и гляди пустится в пляс. Сальма же кричит и тревожится, но такая при этом милая старушка.

В фильме Оливер Стоун часто заваливает кадр на бок, тем самым придавая картине неустойчивость, которая держит зрителя в лёгком напряжении. Помогла этому и музыка, в некоторых моментах так похожая на саундтрек к «Социальной сети» Дэвида Финчера. Отдельного упоминания заслуживает один-единственный рингтон, который звенит и как призыв включить Skype на компьютере, и как мелодия из мобильника. И это не какой-нибудь минорный «Бумер», а вполне себе позитивные Angry Birds. Похоже, что мечтатель не только травой балуется и фильмы обсуждает – он не прочь и в казуальные игры поиграть.

Милая старушка Сальма тревожатся

Оливер Стоун так очевидно стремится к тому, чтобы состряпать из всех перечисленных ингредиентов «Карты, деньги, два ствола» или, на худой конец, «Настоящую любовь», что аж заходится в макабрическом экстазе, предлагая в финале два варианта развития истории. Но до «Карт» этому калейдоскопу фантазий невротического обывателя так же далеко, как до легализации марихуаны во всей Северной Америке. По большому счёту «Особо опасны» являются drugsploitation (маркировка фильмов категории «Б», эксплуатирующих тему наркотиков), но поставленным на широкую ногу. И это главный косяк фильма. Поскольку здесь наркотики являются не фоном, а вполне себе действующим лицом. Справедливости ради надо отметить, что в фильм вставлена сцена, где главная героиня жалуется на негативные последствия употребления каннабиса с восьмого класса. Однако смотрится этот вражеский выпад на леголайз, как фраза: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!», венчавшая детскую книгу Николая Николаевича Носова «Весёлая семейка», написанную в 1949 году. Тогда так надо было. И теперь так надо.

По большому счёту «Особо опасны» являются drugsploitation (маркировка фильмов категории «Б», эксплуатирующих тему наркотиков), но поставленным на широкую ногу. И это главный косяк фильма

Режиссёр «Прирождённых убийц», поставленных по сценарию Квентина Тарантино (по легенде так и не посмотревшего их из-за конфликта со Стоуном) в своём последнем фильме придал новые очертания любовному треугольнику, сделав его равнобедренным из прямоугольного. Получилась такая геометрическая фигура, в которой все стороны равносчастливы в тройственном союзе, и произошло это не без намёка на то, что парни состоят не только в платонических отношениях. Оливер Стоун не в первый раз намекает – вспомним его пеплум 2004 года «Александр» о великом полководце. В получившейся семье по-оливерстоунски есть две папы и один мама. Такая история – серьёзная заявка. Но как бы кто к этому ни относился, фильм в любом случае не заставит скучать.

И ещё. Пока российская цензурная машина раскручивает маховики запретов, вымарывая из «Ну, погоди!» все табачные упоминания, кстати, следуя идиотическому примеру США (из «Тома и Джерри» уже давно вырезали все сцены с курящим котом), российские тинейджеры спокойно посещают голливудские блокбастеры, эксплуатирующие не только наркотическую тему, и это происходит несмотря на угрожающие маркировки 18+.

Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Югополис»