В день 70-летия Победы будут показывать много фильмов о войне, которые мы знаем: «В бой идут одни старики», «Иди и смотри», «Список Шиндлера»… Мы составили свой список лучшего кино о Второй мировой разных стран, которое редко попадает в телеэфир.
1. Был месяц май (СССР, 1970, Марлен Хуциев)
Этот фильм был очень личным для его создателей. Пётр Тодоровский играл в своей фронтовой форме и со своими боевыми наградами. Первые послевоенные дни. Советские солдаты, немцы, сочувствующие фашизму, выжившие узники концлагерей привыкают к мирной жизни. Но печи крематориев, воспоминания о том, как семьям погибших приходилось оплачивать расходы на казнь своих близких, о том, как пепел сожжённых людей выдавали местным крестьянам в качестве удобрения, не дают забыть то, что происходило здесь несколько месяцев назад…
2. Рим – открытый город (Италия, 1945, Роберто Росселини)
Первый фильм неореализма, снятый через два месяца после освобождения Рима. В съёмках участвовали пленные немцы. Из него много позаимствовано в «17-ти мгновениях весны». Гестапо рыскает по городу в поисках участников итальянского сопротивления. Связной у подпольщиков – священник. Многие кадры выглядят предельно документальными. Расстрелы и пытки обыденны и кажутся каждодневной рутиной. Кадр, в котором подружка гестаповца забирает плащ из рук мёртвой женщины со словами: «Он ей больше не понадобится!» – стал классикой, как и сам фильм.
3. Восхождение (СССР, 1976, Лариса Шепитько)
Жёсткое кино о том, что предателем может стать каждый, даже самый сильный, человек. Иногда чтобы остаться собой, нужно умереть. Фильм необычен для советского кинематографа сходством главного героя с Христом. Чиновники от Госкино назвали картину «религиозной притчей с мистическим оттенком» и забраковали. За неё вступился первый секретарь ЦК Белоруссии Пётр Машеров, который сам был партизаном. Во время просмотра он разрыдался и отстоял фильм. Интересна сильнейшая работа Анатолия Солоницына в роли следователя-коллаборациониста Портного.
4. Дневник Анны Франк (США, 1959, Джордж Стивенс)
Самая известная книга о Холокосте экранизировалась ещё раз в 2008 году, когда вышла расширенная версия дневников (полная не публиковалась никогда). Но авторы нового фильма слишком увлеклись интимными записями 14-летней девушки, и картина получилась больше о пробуждении сексуальности и склоках, чем о войне. Джордж Стивенс снял гимн человеческому достоинству и гуманизму. Кроме того, здесь лучший подбор актёров и предельная внимательность к деталям. Восемь евреев прячутся два года на чердаке пустого дома в Амстердаме. Жизнь в замкнутом пространстве, наблюдение сквозь приоткрытую занавеску за толпами людей, отправляемых в концлагеря. 1 августа 1944 года их арестовали. Выжил лишь Отто Франк, отец Анны, который и опубликовал эти записи после войны. Анна не дожила до до окончания войны 70 дней.
5. Третья ракета (СССР, 1963, Ричард Викторов)
Ричард Викторов, известный по детским фильмам «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», начинал с крутого военного кино. Это экранизация лейтенантской прозы. Окопная жизнь артиллерийского расчёта. Архитектор, футболист, крестьянин… В советском кино практически никогда не поднимались на такую высоту сложнейшие моральные вопросы. Что считать предательством? Можно ли убить своего, который по трусости замешкал с подкреплением и погубил людей? Финал – на разрыве аорты: что делать, когда ты один в окопе, враг наступает, а у тебя только ракетница с тремя ракетами и никакого оружия?
6. Самый длинный день (США, 1962, Кен Эннакин, Эндрю Мортон, Бернхард Викки, Герд Освальд, Дэррил Ф. Занук)
Эпическое кино. В кадре – десятки кораблей, самолётов, танки, многотысячная массовка. Так уже не снимают. Огромное количество голливудских и европейских звёзд – от Шона Коннери до Бурвиля. Фильм буквально по минутам показывает одну из кровопролитнейших битв Второй мировой – высадку союзных войск в Нормандии. Многое Стивен Спилберг, снимая «Спасти рядового Райана», взял отсюда. Но, тем не менее, это непохожие фильмы. Здесь десятки героев и ни одного главного: повисший на колокольне американский десантник, которому только и остаётся что наблюдать, как немцы добивают его товарищей; забавный шотландский командир, даже во время боя таскающий за собой любимую собаку; немецкий офицер, негодующий на то, что его разбудили ерундовой новостью («Ну не могут они высадиться здесь и в такую погоду!»); бойцы французского сопротивления, совершающие диверсии в тылу; генерал, сломавший лодыжку и руководящий передвижением войск подобно Карлу XII – с носилок; рядовой, заблудившийся в этой суматохе да так ни разу и не выстреливший…
7. Подснежники и эдельвейсы (СССР, 1982, Левон Григорян)
Впечатляют сцены боя в горах. Временами даже закрадывается сомнение, что это кино снято больше тридцати лет назад и без компьютерных спецэффектов. А звучащие за кадром стихи, которые пишет командир отряда на привале, добавляют пронзительности этой вроде бы безыскусной истории. Отряд советских альпинистов в 1942 году получает символическое задание – снять свастику с одной из вершин Кавказа, которую там установили немецкие горные стрелки. Два отряда встретятся. Никакой подмоги им ждать не придётся. Для большинства это будет последний бой.
8. Мост через реку Квай (Великобритания, 1957, Дэвид Лин)
Традиционно входит во все топы лучших фильмов в истории, получил 7 «Оскаров». Группа англичан и американцев в японском плену. Японское командование ставит задачу построить железнодорожный мост. Английский полковник Николсон соглашается командовать своими людьми на постройке, чтобы доказать превосходство белой расы. Мост становится для него символом величия Англии в джунглях. Одному из американцев удаётся бежать. Он получает задание вернуться и взорвать мост… Два человека, каждый из которых по-своему понимает военный долг…
9. Бункер (Германия, Австрия, Италия, 2004, Оливер Хиршбигель)
Фильм (снятый по мемуарам стенографистки Гитлера Траудль Юнге) о последних неделях верхушки Третьего рейха. Гиммлер уговаривает Гитлера начать переговоры с союзниками, но фюрер неумолим: «Вы будете заниматься политикой после моей смерти!» На эвакуацию гражданского населения он тоже не соглашается: «Сейчас не время думать о так называемых гражданских!» Русские войска штурмуют Берлин, а Гитлер продолжает отдавать нелепые приказы по подразделениям, которые существуют только на карте. (Интересно, что сцены разрушенного Берлина снимались на одном из заводов Санкт-Петербурга.) Один из немецких генералов, у которого ещё остались моральные принципы, пытается остановить расстрел «предателей»-стариков… Сильное кино об агонии людей, которые ещё недавно считали себя властителями мира.
10. Нюрнбергский процесс (США, 1961, Стэнли Крамер)
Одна из лучших судебных драм, наряду с фильмами «Убить пересмешника», «Разговор» и «12 разгневанных мужчин» повлиявшая на американское правосудие. В фильме показан один из так называемых малых Нюрнбергских процессов. За него не берутся крупные прокуроры. Война закончилась, и общественность начинает сочувствовать нацистским преступникам. Соглашается на процесс неизвестный юрист из заштатного американского городка. Ему будут противостоять все, а дело – разваливаться на глазах. Немецкий судья, отправивший на смерть тысячи евреев, просто выполнял приказ, в жизни же он замечательный человек. По закону он вроде бы невиновен. Но для прокурора справедливость и закон – понятия равноценные. Крамер обвиняет не только нацистов, не только немцев, а всё человечество, с чьего молчаливого согласия в центре Европы вырос самый чудовищный в истории режим.