Фильм Арсения Гончукова «Сын», собрав за год ворох наград, нежданно-негаданно добрался до «ящика». 7 июня на канале ТНТ в ночной программе «Открытый показ» состоится его телепремьера. Это мужское кино о том, что для человека значат мать и смерть.
Бесконечный снег на чёрно-белом экране. Время остановилось. Зима в душах. Зима вокруг. Ожидание конца. По большому счёту, герои Гончукова появляются на экране лишь затем, чтобы начать путь к смерти – к своей, к чужой, к своей через чужую, к чужой через свою. Смерть – главный герой всех его картин. Отношения с ней у режиссёра особенные. Когда-то он обмолвился, что сама её неизбежность придаёт жизни смысл, не даёт обесцениться. Его героев ведёт рок, неотвратимый, безжалостный, эдакий седой древнегреческий бог, суда которого людям не понять. Мотивация персонажей, по сути, мелка: герою «Конечной остановки» (2011) нужно убить инородца; парню из «Полёта» (2013) – отомстить пилоту, по вине которого разбился самолёт с его родителями на борту; ветерану Афгана из «1210» (2012) – добиться льготной выплаты, которая в его сознании обретает вселенское значение и заслоняет мир вокруг; сыну (из одноимённого фильма 2014 г.) – во что бы то ни стало доказать отцу, что его сумасшедшая жена, которую он оставил, излечилась и счастлива. Они ходят по кругу, достижение этих целей ни к чему не ведёт. Античный театр в современных декорациях, где свобода человека может быть только здесь и сейчас. Вот именно сейчас не соверши подлость! Прошлого не изменить, будущее неподвластно…
Фильм нетороплив и медитативен. Во время его просмотра кожей чувствуешь холод, даже если за окном лето
Главного героя в этом фильме играет Алексей Черных, получивший приз за лучшую мужскую роль на «Киношоке-2014». С виду персонаж – обычный парень, ничего выдающегося. Живёт в одном из спальных районов Москвы, приторговывает наркотиками, пытается накопить денег на лечение смертельно больной матери. В чём его миссия, что эта история может сказать зрителю? То, что надо любить мать и нельзя прощать подлость, даже если подлец – твой отец? Мы это и так знаем. Тут тоньше. Всё дело в том самом античном роке. Отец бросил его мать, потому что она сошла с ума, у него просто не хватало сил жить с помешанной. Он будет пытаться объяснить сыну, что никому бы не было лучше, если бы он остался и загубил свою жизнь. У каждого своя правда. Никто никого не поймёт. Фильм нетороплив и медитативен. Во время его просмотра кожей чувствуешь холод, даже если за окном лето. Фирменный режиссёрский ход – неожиданная концовка, вышибающая из колеи и в первые секунды кажущаяся абсурдной. Но спустя время понимаешь, что иного исхода у них всех и быть не могло. Каждый делает свой выбор в одиночестве, другие не помогут, и крест за совершённое тоже придётся нести самому. До конца, до своей встречи со смертью.
Арсений Гончуков – режиссёр, поэт и журналист, снимающий картины с минимальным бюджетом за свои деньги и продвигающий кино самостоятельно. На своих страницах в соцсетях он подробно рассказывает зрителям обо всех нюансах съёмок, утверждая: «Для меня очень важно то, что я делаю, и я не позволю какому бы то ни было прокатчику погубить картину. Она должна дойти до зрителя, даже если мне самому придётся летать с дисками по всей стране на каждый сеанс. Иначе зачем вообще снимать?!» Сейчас он с перфекционистским упорством чёрт его знает который раз перемонтирует новый фильм «Последняя ночь» – историю о смертельно больном докторе, накануне смерти возвращающемся к женщине, которую любил. Эта лента со слоганом «Человеку дается только одна жизнь. И только одна любовь» должна дойти до экранов нынешней осенью. Пока же можно посмотреть «Сына», тем более что таких фильмов мало в телевизионной сетке, и радует канал ТНТ, в последнее время активно транслирующий новое некоммерческое российское кино.
Арсений Гончуков – режиссёр уникальный ещё и потому, что в его фильмах ни разу не упоминается Бродский
Арсений Гончуков – режиссёр уникальный ещё и потому, что в его фильмах ни разу не упоминается Бродский. Это кажется невероятным в современном российском кинематографе. Однако это факт. Снял человек три полнометражные картины, сейчас четвёртую монтирует – и ни разу про Бродского, даже ни одного венецианского кота мельком, на заднем фоне. Как ему это удаётся, режиссёр хранит в тайне. Есть предположения, что он вырезает Бродского на монтаже, от того так тяжёл и длителен сей процесс.
Фильм «Сын» недолог по времени – чуть больше часа. Это кино – как выстрел. Только в фильмах Гончукова время течёт иначе: пуля вылетела из ствола, застыла в воздухе, переливаясь на морозе, а потом мгновенно разнесла зрителю мозг.
О XXIII Открытом фестивале кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» читайте в материале «По следам «Киношока-2014», опубликованном на сайте StrangeFilm.org