На спецпоказе 24 «Кинотавра» была представлена выходящая в прокат осенью экранизация самой скандальной и загадочной русской книги XX века – «Роман с кокаином» Марка Агеева. Ставший культовым в 1990-х, этот текст ждал режиссёра двадцать лет.
Книга, зачитанная до дыр, стала фильмом. Режиссёром выступил Геннадий Сидоров, десять лет назад получивший на «Кинотавре» четыре приза за драму «Старухи». Взялся он за дело с энтузиазмом – перенёс действие из Серебряного века в 1990-2000-е, изменил сюжет и главных героев, по сути, не экранизировав роман, а сделав кино о жизни его первых российских читателей. Для привлечения зрительского внимания на главную роль утвердили Ксению Собчак, что, видимо, по мнению авторов, должно как магнит притянуть в кинотеатры даже тех, кто о романе не слышал.
Само литературное произведение – это загадка с издательской судьбой покруче любого детектива
Само литературное произведение – это загадка с издательской судьбой покруче любого детектива. Роман вышел в Париже в 1934 году и сразу стал популярен в кругах русской эмиграции. Автор же как сквозь землю провалился. Самое странное, что о нём никто не слышал. Все сходились во мнении: это псевдоним. Но чей? В 80-х годах прошлого века филолог Никита Струве печатает большое исследование, где буквально по словам разбирает текст и доказывает, что автором является Набоков. Такие предположения были, но сам Владимир Владимирович их отклонял, а наследники и по сей день стоят на том, что это не Набоков. В это время другая группа исследователей находит первого издателя романа Лидию Червинскую, которая рассказывает, что Макс Агеев реально существовал. Он был наркоманом, у неё с ним был роман, а потом он сгинул в Стамбуле перед Второй мировой. В середине 1990-х впервые публикуются письма советского дипломата Марка Леви. Сенсация: он автор, в его письмах переговоры с издателями, объяснения с советским консульством по поводу скандальной книжки и черновики. Вроде, вопрос закрыт, но уж очень убедителен Струве о Набокове и очень странна судьба Леви, написавшего одно достойное произведение и в последующие 39 лет жизни ни разу не взявшего перо в руки.
В СССР роман вышел в конце 1980-х и до сих пор переиздаётся большими тиражами. Сюжет похож на булгаковский «Морфий». В России революция, а главный герой всё глубже и глубже погрязает в галлюциногенном наркотическом кошмаре. Лента вызывает интерес и недоумение одновременно. Перенос действия на 80 лет вперёд, конечно же, потребовал изменения канвы. Например, очень кратко показаны школьные годы героев, что, в общем-то, понятно – дореволюционная гимназия и советская школа – уж очень разные миры. Но дальше работа сценаристов теряет всякую логику.
Перенос действия на 80 лет вперёд, конечно же, потребовал изменения канвы
Главная героиня Соня вместо мятущейся барышни, которая никак не может решить, с кем ей быть – с мужем или любовником, вдруг становится роковой женщиной, доводящей мужчин до грани убийства или самоубийства. Её муж из делового человека, у которого нет времени на фантазии и комплименты, преображается в нового русского импотента с извращёнными наклонностями. Василий Буркивец, альтер эго главного героя, в романе идейный социалист, очень вписывающийся в ту эпоху тип, представляющий большой срез общества. В 1990-х же он превращается в маргинала, бросившего университет и ушедшего работать в морг. Зачем всё это нужно – непонятно.
Фильм имеет настолько малое отношения к книге, что на его афишах стоило бы написать: «Секс, наркотики, Ксюша Собчак» (по мотивам «Романа с кокаином» Марка Агеева). Причём, сама Ксюша Собчак здесь, как Карлсон в шекспировской трагедии. Ту, книжную – стервозную и постоянно рефлектирующую Соню, нежную и продажную одновременно, ей вовек не сыграть. Создаётся ощущение, что этот образ полностью изменили именно под неё, заменив сложную психологию героини ментальностью женщины-вамп. Но, опять же, мимо. Ксения не роковая и не сексуальная дама – сколько бы ни елозила в кадре хрупким телом по дивану, она не способна повлиять на потенцию зрителя.
Главный герой – студент-юрист Вадим Масленников в исполнении Игоря Трифа – вполне убедителен. Наркоманские кошмары в меру мрачны. Хорошо показаны его взаимоотношения с матерью. Фильм в сон не клонит, но, досмотрев его до конца, понимаешь, что режиссёр обманул зрителя. Сначала не совсем понятно, в чём подвох, но, если немного поразмыслить, всё становится на свои места – эпоха!
Фильм в сон не клонит, но, досмотрев его до конца, понимаешь, что режиссёр обманул зрителя
Перенесённая в современность, эта история теряет 80% своего шарма. Герои книги – современники Булгакова и Блока, Масленников – чёткий герой Достоевского, человек, не способный любить. Когда читаешь, то видишь неразрывные связи чуть ли не со всей классической русской литературой, многие поступки героев раскрываются, видны их мотивы. Сидоров же пересадил героев с извозчиков на «мерседесы» и лишил обаяния. Фильм стал ассоциироваться с «ДухLess’ом», который был поставлен на литературной основе, в сотни раз уступающей по качеству «Роману с кокаином». В общем, направляясь на премьеру, не нужно возлагать на фильм большие надежды, но посмотреть всё же стоит, хотя бы из любопытства – что может получиться из зачитанной до дыр любимой книги.