Разговоры о кино - Strangefilm.org

Киноманское чтиво в Краснодаре

Кролик из культового «Донни Дарко» решил заселфиться с автором книги

Презентация книги философа, культуролога и кинокритика Александра Павлова «Расскажите вашим детям. Сто одиннадцать опытов о культовом кинематографе» прошла в Краснодаре в КЦ «Типография» 18 марта.

 

Как должна выглядеть киноманская тусовка? Правильно, должно быть пиво, кино и угар. Всё это было на презентации книги Александра Павлова о культовом кино «Расскажите вашим детям». Автор признался, что Краснодар стал третьим городом, после Москвы и Санкт-Петербурга, где прошла презентация его книги. Несмотря на то что готовится к печати уже третий тираж бестселлера, массовых перформансов в честь него раньше не наблюдалось. Краснодарская кинотусовка решила это исправить. Журналист, продюсер и основатель проекта StrangeFilm.org Алексей Двоеглазов организовал приезд Павлова в Краснодар, пивоварня Lovecraft сварила к этому событию специальную «культовую» партию пива Zed’s Dead.

Промо-ролик презентации книги Александра Павлова в Краснодаре


Не только напрямую отсылающее к Тарантино название пива, но и его вкус был киноцитатой – кофейные тона в нём напоминали о Джармуше. А потом явился кролик из «Донни Дарко», постоянный участник косплей-вечеринок, и всё происходящее превратилось в фееричное действо. Александр Павлов рассказывал, что «Ниндзя 3» – идеальная лента по всем параметрам, и несомненно культовая, культ «Касабланки» во многом надуман, а из российских фильмов по-настоящему культовыми можно назвать, разве что «Иглу», «Зелёного слоника» и, может быть, «Иронию судьбы».

Культовое кино представляет собой не косный канон, а живое поле, в котором постоянно идёт движение

Интересующихся творчеством Александра и вообще культовым кино в «Типографии» набралось приличное количество – некоторым даже не досталось сидячего места. Началась презентация с рассказа автора о его книге, о том, что является культовым кино, откуда взялось это понятие и как оно модернизировалось с течением времени. Ближе к концу перешли к вопросам зрителей, на которые Александр отвечал обстоятельно. Но их было такое количество, что на все ответить он не успел. Поэтому организаторы предложили провести афтапати в более непринуждённой обстановке – в баре «Декабрист». Чем воспользовались зрители и потенциальные читатели книги. Кстати, книг Александр смог привезти немного, но они «ушли» за минуту. Счастливые обладатели смогли получить автограф сразу после мероприятия.

Александр Павлов рассказывает о книге с множеством флешбэков

Заметим, что по Павлову культовое кино представляет собой не косный канон, а живое поле, в котором постоянно идёт движение: некоторые фильмы, пережив пик почитания одной или несколькими субкультурами, уходят на периферию культа, другие, наоборот, движутся от задворок к ядру, когда в обществе возникает в них потребность.

Предыдущая книга Павлова называлась «Постыдное удовольствие» и была посвящена массовому кино. Фраза «Это настолько плохо, что даже хорошо» известна каждому киноману. Павлов расширяет границы такого восприятия. «Есть плохое кино, которое не превращается в хорошее, – говорит он, – знать его стоит, а смотреть мало кому хватает сил. Я посмотрел его за вас».

Есть плохое кино, которое не превращается в хорошее… Я посмотрел его за вас

Книга о культовом кино – это тематическое продолжение первой книги автора. Она и о том, как фильмы категории «Б» через какое-то время после выхода меняют зрителя. Эстеты забирают их себе у непритязательной публики. Чтобы стать культовым, считает Александр Павлов, фильм не обязательно должен быть шедевром, но должен иметь несколько обязательных признаков, которые присущи одной или нескольким субкультурам. Представители этих субкультур способны расширить изначально заложенный в этом кино культурный код и превратить сам фильм в элемент поклонения.

Без поклонения культа нет. Но культисты (поклонники культового кино) отличаются от синефилов. Это два разных биологических вида, как человек и неандерталец. Синефилы смотрят всё, их культ – само Кино, как таковое, у культистов священная корова – конкретный фильм и всё, что с ним связано.

Кто здесь?

Александр Павлов – философ, культуролог, кинокритик, доцент Школы философии НИУ ВШЭ и заведующий сектором социальной философии Института философии РАН. Автор культовой книги «Постыдное удовольствие. Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа».

«Зед» пить, детка. «Зед» – пить!

Чё, бухаете?

Прошу заметить, без постыдного удовольствия!

Ещё и танцуем!

Котиков нянчим

Но, больше, конечно, культово отдыхаем!

А режиссёр Таня Баженова внимательно слушает

Киномэн Андрей Попов радуется библиографической редкости

Александр Павлов рождает культовое пожелание

…не без магических манипуляций

Эскиз татуировки «Человеческая многоножка»? Легко!

Тем временем кролик продолжает селфиться

…лишать людей рассудка

И снова фотографироваться

Вы видите на этом снимке кролика? А он есть!

Похоже, это постер к какому-то культовому сериалу…

Продолжение следует…

Еще больше (намного больше) фотографий с краснодарской презентации книги Александра Павлова «Расскажите вашим детям» смотрите в наших группах: Facebook или VK.

PS: Редакция StrangeFilm.org выражает благодарность мультипликатору Игорю Гаркушенко за работу над промо-роликом, а также фотографам Владиславу Щеколдину, Дмитрию Мирошникову и Артёму Королёву. Косплейщику Александру Шонусу. Респект и уважуха пивоварне Lovecraft в лице Игоря Трофимова и Романа Гоголева. И всем-всем-всем кто к нам пришёл в этот памятный и, несомненно, культовый день!