Разговоры о кино - Strangefilm.org

Кино на продажу

Книга замыслов и предложений

В российской киноиндустрии обживается западная система продвижения ещё не снятых фильмов, получившая название питчинг. Так, на недавно прошедшем 24 «Кинотавре» было представлено 12 проектов, совершенно разных по жанру и степени готовности.


Питчинг (от английского pitch – выставлять, в данном случае на продажу) – это представление не снятого или снятого не полностью фильма потенциальным инвесторам для дальнейшего его совместного производства и продвижения. Самый рейтинговый российский кинофестиваль – «Кинотавр» – уже несколько лет активно применяет этот формат. К слову сказать, подобного рода презентации проходят не только в сфере кино, примером могут служить стартап-поинты, на которых практически по той же схеме представляются интернет-проекты.

Относиться к кино как к продукту стало совсем не зазорным. Зазорно не довести замысел до зрителя

Относиться к кино как к продукту стало совсем не зазорным. Зазорно не довести замысел до зрителя. А если задуматься, то, по большому счету, любое произведение искусства имеет свою цену. Так что обвинять молодых авторов, порой даже не имеющих академического кинообразования, в меркантильности было бы по меньшей мере глупо. Ведь в первую очередь они хотят делать кино. Слава, а может даже и деньги (вдруг повезёт), приложатся, если проект окажется достойным. Кстати, механизмы безвозмездного получения денег на изготовление кино (этакая фата-моргана кинематографиста) работают до сих пор, но это совсем другая история – новичкам туда вход заказан.

Задачей любого питчинга является презентация оригинальных идей и возможность авторам завязать связи с крупными продюсерами. В питчинге «Кинотавра» могут принять участие только проекты полнометражных художественных картин, рассчитанных на кинотеатральный прокат. Из 100 с лишним работ, присланных на питчинг 24 «Кинотавра», было отобрано всего 12. Причём 4 из них представлены режиссёрами без продюсеров, три продюсера пришли со своими фильмами из других профессиональных сфер и только оставшиеся пять проектов имеют полноценную киношную команду.

Тренер питчинга Мартен Рабартс спешит на помощь

Как считает куратор питчинга Анна Гудкова, это происходит потому, что «всё больше интересных идей, историй и команд собирают непрофессионалы. Очевидно, что сегодня в кино жизненный опыт, здравый смысл и профессиональная практика много важнее теоретического образования». Во вступительном слове она также отметила, что итогом прошлогоднего питчинга стали 7 из 14 картин, поддержанные партнёрами и в настоящее время находящиеся на разных стадиях запуска. Это неплохой результат в сложившейся экономической ситуации, считают организаторы.

Ещё одна особенность прошедшего мероприятия – впервые выставляемые на питчинге «Кинотавра» полнометражные анимационные ленты. Их было две. Первая – историческое фэнтези «Тайна Сухаревой башни», выполненное в классической двухмерной рисованной технике. Работу представляли продюсер Александр Герасимов и режиссер Сергей Серегин. История волшебная, рассчитанная преимущественно на детскую аудиторию. Она рассказывает об исторических событиях эпохи Петра I, только вписанных в магический контекст. Авторы ищут стратегических партнеров для создания не только полнометражного фильма, но и для запуска сериала на основе той же истории.

Всё больше интересных идей, историй и команд собирают непрофессионалы

Вторым анимационным проектом стала оригинальная 3D-экранизация романа Джека Лондона «Белый Клык». Ее действие перенесено в фантастический киберпанковский мир, где по-прежнему главным персонажем остается волк по кличке Белый Клык. Картина была представлена продюсером Александром Караваевым и режиссером Ришатом Гильметдиновым, которые закончили свое выступление шуткой: «А если будет скучно, то мы добавим лазеров». Авторы показали небольшой ролик из будущего фильма и трёхмерных персонажей, умиливших аудиторию.

Обе анимационные картины были добродушно встречены публикой и профессиональным жюри, в которое вошли: директор «Кинотавра» Александр Роднянский, директор Департамента кинематографии и модернизационных программ Министерства культуры РФ Вячеслав Тельнов, продюсер и глава компании СТВ Сергей Сельянов, режиссёр Владимир Хотиненко и другие представители индустрии.

Автор проекта «Корректировщик» Андрей Загидуллин делится планами

Все участники питчинга выступали уверенно, сказалась подготовка Мартена Рабартса – тренера с мировым именем, занимающегося питчингами по всему миру. Он объяснил каждому участнику, на какие аспекты фильма обратить внимание и каким образом представить его в лучшем свете, не просто пересказав сюжет (синопсисы всем были давно известны и опубликованы в каталоге). К тому же, все стратегические индивидуальные встречи с потенциальными продюсерами состоялись до основного мероприятия, некоторые из них уже высказали заинтересованность тем или иным проектом. Поэтому все было непринужденно, по регламенту – 7 минут на выступление (в прошлом году было 5) и 15 минут на вопросы из зала.

Однако, несмотря на дружественную атмосферу, некоторые проекты были раскритикованы экспертами. Так, например, бодрое выступление целой группы участников проекта «Хранительницы» продюсера Петра Зайцева, сценариста Льва Мурзенко и режиссера Нели Мурсалимовой вызвало достаточно резкую оценку Сергея Сельянова. «Если вы так уверены в окупаемости проекта, то вам необходимо закладывать свои собственные квартиры и не искать поддержки здесь», – сказал Сергей Михайлович. Но такая критика – вынужденная мера, необходимая для того, чтобы вовремя остановиться и пересмотреть свое отношение к заветной мечте.

Самым интересным проектом питчинга можно назвать мистический триллер «Корректировщик»

Проект «Хранительницы» – это романтическое фэнтези, ориентирующееся прежде всего на «Сумерки» и представляющее своей аудиторией девушек от 16 до 22 лет. В планах авторов выпустить книгу до выхода фильма. Однако, по справедливому замечанию Роднянского, книга Стефани Майер была написана задолго до фильма и успела стать бестселлером, что, собственно, и предопределило успех экранизации.

Самым интересным, по мнению автора этих строк, проектом на питчинге был мистический триллер «Корректировщик», который представил единолично режиссёр-сценарист Андрей Загидуллин. Его чёткое структурированное выступление (при нескольких слайдах в презентационном арсенале) показало, как можно зацепить аудиторию, не имея на руках ни метра отснятого фильма. Сюжет его проекта весьма запутанный и развивается сразу в двух параллельных реальностях. Грубо говоря, главный персонаж в одной реальности совершает неоднозначный поступок, в другой нет. В фильме будет показана погоня в этих двух мирах, пересекающихся по ходу повествования. Сам Андрей ориентируется прежде всего на фильмы Кристофера Нолана и хочет, чтобы картина вышла в мировой прокат, а потому морально подготовился снимать ее на английском языке и собирается пригласить на главную роль ни больше ни меньше Киллиана Мёрфи. Что ж, пожелаем ему успехов в столь амбициозных начинаниях. К тому же, его проектом на питчинге заинтересовалась студия «Рок» Алексея Учителя и Сергей Мелькумов – основатель компании «Нон-Стоп Продакш».

Продюсер Николай Бабич представляет проект «Буриме»

Главный же приз (в этом году безденежный – диплом) жюри присудило проекту «Чайки», который представляла опытный продюсер и постоянный участник питчингов Елена Гликман. События откровенно фестивальной драмы (хотя Елена надеется и на прокатную судьбу картины) развиваются в Калмыкии, где ветер, песок и камыш… Жена погибшего рыбака по древней традиции обязана выйти замуж за его младшего брата…

Как и в ходе программы питчинга, расскажем в самом конце о выделяющемся из всех проекте под названием «Буриме». Его продюсер Николай Бабич представил скорее не конкретный фильм, а интерактивный способ создания современного зрительского кино. Первый на данный момент фильм, снимаемый подобным способом, называется «Игры в темноте» и по жанру является детективным триллером. Суть проекта в том, что любой желающий может написать кусок сценария полнометражного фильма, регламентированный только начальной и конечной кинорифмами, созданными заранее (ознакомиться с ними можно на сайте BurimeFilm.ru). Принять участие в конкурсном отборе, а затем приехать в Москву и срежессировать свою часть картины. У создателей проекта наполеоновские планы – запустить эту франшизу во всём мире, во что очень хочется верить вместе с ними. Подробнее о правилах игры проекта «Буриме» можно узнать в материале «Кино 2.0, или В финале останутся двое».

Продюсер проекта «Буриме» представил не фильм, а интерактивный способ создания зрительского кино

По мнению Александра Роднянского, этот проект поможет выявлять таланты «из народа», он рассчитан скорее на интернет-аудиторию, нежели на привычный прокат, что, впрочем, не помешает ему заработать «очень много денег». Представители онлайн-кинотеатра ivi.ru заявили о своей готовности показать уже снятую картину «Игры в темноте» на собственном ресурсе и запустить этап нового фильма в рамках «Буриме». Также проявили интерес к «Буриме» концерн «Главкино», созданный Федором Бондарчуком и Ильей Бачуриным. А кинокомпания «Базелевс» Тимура Бекмамбетова рассматривает возможность снять один из своих проектов подобным образом.

Со всеми проектами, представленными на питчинге, можно ознакомиться на сайте «Кинотавра», где выложены их синопсисы. Те же, кто вдруг задумал принять участие в нем в следующем году, должны помнить, что жюри очень ценит максимальную визуализацию – слайды, раскадровки, а ещё лучше трейлер или кусок снятого фильма. В ходе питчинга Сергей Сельянов представил вновь образованный фонд поддержки кинопроектов Point Of View, где деньги на кинопроизводство будут предоставлены на возвратной основе, в расчете на поддержку следующих проектов.

Елена Гликман принимает поздравления

Питчиг 24 «Кинотавра» завершился, подарив надежду авторам проектов на реализацию творческих планов. Однако стоит отметить, что кинофестиваль, старающийся уж который год объединить на своей площадке авторское и зрительское кино и любыми способами отмыться от имиджа артхаусного смотра, даёт дипломы на питчинге абсолютно фестивальным фильмам. Возможно, сказалась подготовка продюсера-победителя, который смог наиболее выразительно представить визуальный ряд картины. В любом случае участие в столь престижном конкурсе – это победа. Поэтому желаем всем участникам удачи в реализации задуманного – несколько больших шагов к пьедесталу они уже сделали.

Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован в журнале «КиноPeople» (июль, 2013). Журнал можно скачать по этой ссылке.