Разговоры о кино - Strangefilm.org

8 лучших фильмов «Оскара» в 2021 году

Фрагмент постера фильма «Земля кочевников» / kinopoisk.ru

В 2021 году главная золотая статуэтка в области кинематографа на 93-й церемонии премии «Оскар» досталась картине Хлои Чжао «Земля кочевников». Давайте познакомиться поближе со всеми номинантами в категории «Лучший фильм».

 

«Отец», режиссёр Флориан Зеллер

Ганибал Лектер впадает в детство

Кадр из фильма «Отец» / kinopoisk.ru

У пожилого Энтони (Энтони Хопкинс), прогрессирует деменция – он всё на свете забывает и путает. Жить одному в большой лондонской квартире ему становится крайне сложно. Его любящая дочь Анна (Оливия Колман) озадачена тем, чтобы найти отцу сиделку, так как сама должна переехать в Париж. Однако сварливый старик не может ни с кем ужиться и начинает впадать в детство…

Проникновенная история о том, как мучительно утрачивать память усиливается тем, что мы видим историю от лица отца и уже сами начинаем путать реальность и воображаемое. Это чувство эмпатии, которое мастерски нас заставляет почувствовать режиссёр, к финалу картины нарастает с такой силой, что оставить свои глаза сухими становится практически невозможно.

 

«Иуда и чёрный мессия», режиссёр Шака Кинг

Вечная история любви и предательства в чёрных тонах

Кадр из фильма «Иуда и чёрный Миссия» / kinopoisk.ru

Билл О’Нил (Лакит Стэнфилд) – мелкий мошенник – он угоняет автомобили, используя фальшивое удостоверение ФБР. Попавшись на преступлении, ему приходится идти на сделку с федералами и теперь уже работать на них по-настоящему. На дворе 1968 год, Чикаго. Обороты набирает радикальная организация «Чёрные пантеры», борющаяся за права чернокожих. Биллу необходимо втереться в доверие к лидеру местной ячейки Фрэду Хэмптону (Дэниэл Калуя)…

Не трудно понять из названия, на какие аналогии наталкивают нас авторы фильма. С этого ракурса – это вечная история. Но актуальности ей также не занимать – появилась она на экране не в последнюю очередь благодаря событиям, происходящим в США. Кстати, это один из двух фильмов, которые затрагивают 1968 год – «Суд на чикагской семёркой» тоже об этом времени и даже некоторые персонажи в них очень тесно перекликаются.

 

«Манк», режиссёр Дэвид Финчер

У Тарантино есть «Однажды в… Голливуде», а у Финчера – «Манк»

Кадр из фильма «Манк» / kinopoisk.ru

Рассказ о создании сценария «Гражданина Кейна» – одного из величайших фильмов в истории кинематографа. Главный герой – сценарист Герман Манкевич (Гари Олдман), которого все зовут Манк. Алкоголик, циник, балагур, человек знающий воротил шоу-бизнеса не понаслышке. Вначале мы видим его прикованным к постели – совсем недавно он попал в аварию и в своём неподвижном состоянии должен написать сценарий. Об этом его просит Орсон Уэлс (Том Бёрк), «гениальный мальчик», прославившийся постановками в театре, в кино у него дебют и он просит чего-то экстраординарного…

Похоже, что это очень личная история для Дэвида Финчера. Сценарий к фильму написал его отец Джек и режиссёр давно хотел поставить эту картину, но принципиально в чёрно-белом формате. Все продюсеры затею отвергали пока не пришли они – стриминг Netflix – и не дали Финчеру карт-бланш на съёмки, как когда-то в конце 1930-х студия RKO дала полную свободу Орсону Уэлсу. Создан «Манк» от большой любви к кинематографу и помимо его монохромности в изображении, он отдаёт дань уважения «Гражданину Кейну» принципом повествования – он целиком построен на флэшбеках. Киноманам смотреть обязательно!

 

«Минари», режиссёр Ли Айзек Чун

Как пописать бабушке в чай

Кадр из фильма «Минари» / kinopoisk.ru

1980-е. Иммигранты из Южной Кореи Джейкоб (Стивен Янг) и его семья в поисках лучшей доли переезжают из Калифорнии в Арканзас – у отца семейства есть план – он хочет стать фермером и разбогатеть на продуктах для корейской кухни. Жить приходится в трейлере с массой бытовых проблем – это не рай на Земле, по крайней мере, так считает жена Джейкоба – Моника (Хан Е-ри). Плюс ко всему у сына – маленького Дэвида проблемы с сердцем. Но жизнь семейства окрасится яркими красками, когда в их дом приедет бабушка Сун Джа (Юн Ё-джон). Пусть она не умеет готовить, зато любит телевизионные шоу, играть в карты и смачно ругается. Она лечит ребёнка невкусными целебными травами и высаживает минари (омежник) там, где он раньше не рос. Даст ли всходы эта затея, мы узнаем из фильма и проникнемся глубиной метафоры…

На первый взгляд – это всего лишь очередная вариация на тему американской мечты, но не всё так просто. Это универсальная вещь для любого государства и времени – поиск своего места под солнцем. Более того она очень личная для режиссёра и сценариста Ли Айзек Чуна, так как основана на событиях, которые происходили с его семьёй. С большой долей вероятности можно сказать, что маленький Дэвид – это и есть сам режиссёр, глазами которого мы видим эту трогательную историю.

 

«Земля кочевников», Хлоя Чжао

Дорога как смысл жизни

Кадр из фильма «Земля кочевников» / kinopoisk.ru

60-летняя Ферн (Фрэнсис МакДорманд) лишается мужа, работы (завод по производству гипсокартона закрыт), жилья. Она решает загрузить не хитрый скарб в старый фургончик и отправится в путешествие по бескрайним дорогам Америки. На её пути встречаются такие же  кочевники как и она…

Фильм основан на документальной книге Джессики Брудер «Земля кочевников: выжить в Америке XXI века». Что интересно, в картине удивительно органично переплетается художественный вымысел и документальность – на пути главной героини встречаются реальные люди, выбравшие кочевую жизнь. Социальный портрет современной Америки, про людей выброшенных на дорогу жизни. Звучит пафосно, но выглядит очень натуралистично. После просмотра у вас, возможно, тоже появится желание уехать куда подальше на встречу неизведанному.

 

«Девушка, подающая надежды», режиссёр Эмиральд Феннел

Новое слово в субжанре «месть за изнасилование»

Кадр из фильма «Девушка, подающая надежды» / kinopoisk.ru

Кассандре (Кэри Малиган) 30 лет, она бросила учёбу, работает в кофейне, у неё нет парня и жить приходится с родителями, которые очень прозрачно намекают на то, чтобы она освободила помещение. Что же случилось с девушкой подающей надежды? Есть одно травмирующее обстоятельство, с которым она никак не может примириться. Кэсси мстит. Каждый раз, притворяясь пьяной и одинокой, она позволяет увести себя незнакомому парню, который жаждет доступного, по его мнению, секса. Большой сюрприз ожидает всех, кто добирается до постели…

Где-то это триллер, а в какой-то момент начинаешь думать, что смотришь романтическую комедию. Режиссёр манипулирует ожиданиями зрителя и выводит старую схему субжанра фильмов ужасов «месть за изнасилование» на новый уровень. И, да, во всей этой жанровой игре трудно не заметить феминистическую повестку.

 

«Звук металла», режиссёр Дариус Мардер

Как сохранить музыку в душе глухому барабанщику

Кадр из фильма «Звук металла» / kinopoisk.ru

Рубен (Риз Ахмед) барабанщик метал-группы. Он гастролирует на фургоне вместе со своей подругой вокалисткой Лу (Оливия Кук). Свободная жизнь, рок-н-рольные тусовки, но на одном из концертов Рубен вдруг ощущает, что кто-то на его внутренних колонках очень сильно убавил звук. Он колотит изо всех сил, но громче не становится. Диагноз не утешительный. Можно надеяться на дорогостоящую операцию, а можно научиться быть глухим. Что выберет Рубен – мы узнаем из фильма…

История о глухом музыканте не нова, самый первый кто приходит на ум – это Бетховен. В кино мы видели оглохшего диджея в фильме «Всё из-за Пита Тога» («Глухой пролёт»). И каждая из этих историй имеет свой неповторимый голос. Надо отметить, что «Звук металла» как нельзя лучше соответствует нововведениям, которые будут предъявляться картинам в номинации «Лучший фильм» в 2024 году, которые в первую очередь коснутся: расы, гендера и инклюзивности (не отделении людей с ограниченными возможностями с теми, кто этих ограничений не имеет). Действительно, этот фильм как раз о принятии себя и окружающими.

 

«Суд над чикагской семеркой», режиссёр Аарон Соркин

Судебная драма о судьбоносном 1968-ом

Кадр из фильма «Суд над чикагской семеркой» / kinopoisk.ru

Второй фильм в номинации о событиях в США 1968 года. Чикаго. На демонстрацию против войны во Вьетнаме съезжаются граждане со всей страны. В результате мирная акция выходит из-под контроля и оборачивается потасовками с полицией. Семеро лидеров организаций, официально подавших заявление на участие в мероприятии, оказываются на скамье подсудимых – их обвиняют в заговоре против правительства… Это вторая режиссёрская работа прославленного сценариста Аарона Соркина. Фильм, где большая часть действия происходит в суде, держит внимание до последней минуты. Не в обиду сказано – «Иуду и чёрного мессию» можно считать спин-оффом «Чикагской семёрки», так как в ней есть точное упоминание о лидере «Чёрных пантер» и его судьбе. Стоит обратить внимание на актёрскую работу Саши Барона Коэна – его герой хиппи, который каждый вечер в формате стендап-шоу рассказывает о ходе суда.

Кинокритик Алексей Двоеглазов специально для «Афиши № 1»