Когда речь заходит о теме мести в кино, то на ум сразу приходит часто используемая кинематографистами пословица: «Месть – это блюдо, которое нужно подавать холодным». В ремейке южнокорейского фильма «Олдбой» мы ещё раз вспомним о её существовании.
Нет, цитировать её в этот раз не будут, но суть останется. Как она оставалась в оригинальной версии Пака Чхан Ука. Картина, снятая в 2003 году на основе одноимённой японской манги, наделала много шума. Тогда, в 2004-м, она взяла «Большой приз жюри» в Каннах и была удостоена эпитета «абсолютный шедевр» от председателя жюри Квентина Тарантино. Планка была задрана до невероятных высот. Но Спайк Ли, как режиссёр новой версии, смог взять от оригинала лучшее и привнести своё.
Спайк Ли, как режиссёр новой версии, смог взять от оригинала лучшее и привнести своё
Есть, правда, ещё один неофициальный ремейк «Олдбоя», снятый в Болливуде в 2006 году и в России носящий название «Узник прошлого». Качество его исполнения и заточенные под менталитет индийского зрителя упрощённые мотивировки главных героев оставляют этот продукт аудиовизуального творчества за рамками кинематографического искусства.
Вернёмся к оригиналу. Он является вторым томом своеобразной трилогии о мести от режиссёра Пака Чхан Ука. Первая и третья носят названия «Сочувствие господину Месть» и «Сочувствие госпоже Месть» соответственно. Эта мультикультурная картина вобрала в себя восточный колорит и западную литературную традицию. Поедание живого осьминога и прямые ссылки на Александра Дюма-отца. И не только это.
Сюжетно от «Графа Монте-Кристо» Дюма «Олдбой» взял лишь формальные признаки. Заключение главного героя в тюрьму на долгие годы. Непонимание: за что? Освобождение и месть. Остальное действие – оригинальное. Ремейк от Спайка Ли подали также холодным. Прошло десять лет с момента выхода первой экранизации комикса – страсти по оригиналу успели улечься. Кстати, ровно столько просидел главный герой манги. Что интересно, его южнокорейский клон О Дэ Су – 15 лет, а американский собрат по несчастью Джо Дюсетт – уже 20.
Злоупотребляющий Джо в далёком 1993-м работает рекламным агентом. Сделку с очередным клиентом он заваливает, после чего нажирается в стельку и не попадает на третий день рождения к своей дочери. Немного погодя он обнаруживает себя в незнакомой квартире, в которой есть санузел, телевизор и нарисованное, как камин у папы Карло, окно. Изображение на нём меняется в зависимости от времени суток. Он понимает, что взаперти, но не понимает, что выйти ему удастся лишь в 2013-м. Истерика. Попытка самоубийства. Усыпляющий газ. Ему не дадут умереть. Всё это время он гадает, кому так сильно насолил. Единственное окно в мир – это телевизор. Фильмы про кунг-фу, по которым можно учиться драться, новости, по которым можно считать дни, месяцы, годы. Общие места в обоих фильмах – это запись трагедии 11 сентября, показанная в череде сюжетов…
Сюжетно от «Графа Монте-Кристо» Дюма «Олдбой» взял лишь формальные признаки
Новый фильм навязчиво демонстрирует нам несколько брендов, подчёркивая и оправдывая выбор новой профессии персонажа – из невзрачного гражданина (по аннотации бизнесмена) он превратился в циничного рекламщика. Звериный оскал капитализма: откусанное яблоко и огромный чемодан (не такой огромный, как сначала установленный на Красной Площади к 120-летию ГУМа, а затем демонтированный, но той же самой фирмы). Можно было подумать, что этот гигантский чемодан был рекламной кампанией фильма, но не ту-то было. Просто так совпало.
Однако не будем отвлекаться на маркетинговые совпадения. Они никак не могут повлиять на прекрасные находки в фильме. В первую очередь, это исполнитель главной роли Джош Бролин, недавно сыгравший роль молодого агента Кея в третьей части «Людей в чёрном». Он воссоздал брутальный по-голливудски образ – жёсткий, бескомпромиссный, раздавленный, но не побежденный. Сжатая пружина. В его руках молоток с гвоздодёром (обязательный атрибут всех экранизаций) – это карающий меч правосудия, который не пропустит ни одну вставшую на его пути черепную коробку. Знаменитая сцена, в которой главный герой отбивается от десятков головорезов, снята одним планом и идёт около трёх минут без единой склейки. И это несмотря на весь динамизм происходящего. Спайк Ли повторил этот трюк и даже несколько его усложнил.
В отличие от оригинала главный антагонист, роль которого исполнил Шарлто Копли (получивший известность благодаря «Району № 9»), не вызывает симпатии даже в самом финале картины. Но тут дело не в игре актёра, а в сценарии. Персонаж прописан утончённым и одновременно развратным до мозга костей аристократом. «Американский психопат» – это будет про него.
Несколько смутил образ начальника тюрьмы, которого сыграл Сэмюэль Л. Джексон. Слишком гротескный и комиксный, он выбивается из общего ряда персонажей. Спрут из «Мстителя» Фрэнка Миллера. Но это уже перебор. Не оправдывает такой подход даже родство фильма с графической новеллой.
В отличие от оригинала главный антагонист не вызывает симпатии даже в самом финале картины
Финалы у всех произведений разные, так что зритель, знакомый с оригиналом будет удивлён новой концовке, в которой хэппи-эндом и не пахнет. В итоге получился увесистый триллер, держащий в напряжении до развязки, эмоционально дергающий зрителя за иные, нежели его азиатский собрат, ниточки. Вечная история про месть. Про преступление и наказание. Про то, как могут поменяться местами палач и жертва. Про то, как совершенно незначительный поступок может привести к серьёзным последствиям. И про то, каким желанным будет блюдо, которое подают холодным.
Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Югополис»