Разговоры о кино - Strangefilm.org

Лоскутное одеяло «Киношока»

Символы «Киношока»

Фестивали, проводящиеся на юге России, «Кинотавр» и «Киношок» противоположны по целям. Первый расставляет приоритеты в коммерческом кино и выявляет звёзд артхауса, второй пытается донести до зрителя картины, снятые в бывших братских республиках.


Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» каждый год выбирает страну, которой даёт высказаться особо. В этот раз «В фокусе» был Кыргызстан. Выбор работ опирается не на развитость киноиндустрии в государстве, а на качество продукта.

– Я много слышал о кыргызском коммерческом и авторском кино, снятом в последние годы, но в таком количестве увидел его именно сейчас, – говорит директор кинопрограмм фестиваля Сергей Землянухин. – В следующем году мы, скорее всего, будем отдельно представлять Украину. Там сменилось руководство в киноиндустрии и в последнее время снимается много очень разных фильмов, среди них есть качественные работы. Сейчас же у нас вообще не представлен Таджикистан, из Молдовы – только одна короткометражка. Узбекистан соревнуется в полном метре, но в целом состояние дел в их кинематографе печально. То, что снимают узбеки, – для внутреннего рынка и сильно напоминает болливуд, с песнями и плясками. Они испытывают от этого национальную гордость, на своё кино там престижно ходить, за пределами же страны оно никому не интересно.

«Киношок» каждый год выбирает страну, которой даёт высказаться особо. В этот раз «В фокусе» был Кыргызстан

– Много фильмов традиционно представляют Казахстан и Белоруссия, но они в большинстве вторичны, на уровне российских сериалов, – рассказывает куратор конкурса «Границы Шока» Виктор Прокофьев. – Сильные работы снимают прибалты, особенно эстонцы. Сказывается интегрированность в Европу не только на политическом, но и на духовном уровне.

– В Азербайджане с кинематографом вообще туго, – сетует Сергей Землянухин. – Выбора практически нет. Фильм «Хамелеон» Руфата Гасанова и Эльвина Адыгозела, представленный у нас в конкурсе полного метра, был очень слаб, чтобы его везти сюда. Для участия в «Киношоке» картину перемонтировали, сокращали, но всё равно, на мой взгляд, не дотянули.

При этом фестивальный отбор всё же обращает внимание на поддержку режиссёров правительствами своих государств. «Киношок» много упрекали в том, что он за российские деньги показывает нерусское кино, и сейчас руководство фестиваля взяло линию на сотрудничество с минкультами стран, представленных в конкурсе, чтобы они брали на себя финансирование национальных делегаций.

Фестивальный отбор всё же обращает внимание на поддержку режиссёров правительствами своих государств

Призы фестиваля и в конкурсах, и на питчинге по российским меркам чисто символические: 100–300 тысяч рублей. Хотя во многих странах СНГ кинопроизводство очень дёшево и за эти деньги вполне можно запустить фильм в работу, параллельно договариваясь со спонсорами. «Киношок» для национального кино – это скорее статус, который часто влияет на открытие финансирования на государственном уровне.

Вообще же по тенденциям кино, снимаемого на осколках советской империи, можно судить о переменах в политике, экономике и духовной жизни.

– В этом году программа достаточно высокого уровня. Мне нравится то, что кинематографисты ушли от историй про воров, проституток, людей дна, – говорит киновед, кинокритик, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств Григорий Гиберт. – Есть с чем сравнивать. На первом «Киношоке», 22 года назад, приз за лучшую женскую роль получила актриса, сыгравшая лесбиянку, а лучший актёр предстал в образе маргинала. Из кино стал уходить мат. Здесь он есть в нескольких работах, но не в большом количестве, и это осознанный, мат, экзотика. Исчезло кино – стёб, снятое ради собственного удовольствия, когда режиссёр осознанно отстраняется от зрителя. Практически нет агрессии, даже в прибалтийских фильмах не увидеть шаблонно злых советских персонажей.

По тенденциям кино, снимаемого на осколках советской империи, можно судить о переменах в политике…

Кроме классических конкурсов полнометражных и короткометражных работ на «Киношоке» выбирали лучшие телефильмы и детские ленты. Питчинг фестиваля тоже своеобразен – это полнометражные совместные кинопроекты стран-участниц СНГ и Прибалтики. Отдельно стоит сказать о конкурсе альманахов Omnibus. Среди работ, представленных на нём, был фильм «Игры в темноте» проекта «Буриме», о котором можно прочитать в материале «Кино 2.0, или В финале останутся двое».

– Мы всегда следим за новыми веяниями в кинематографе, – говорит Сергей Землянухин.– Два года назад делали программу «Кино без плёнки», в прошлом году появился OMNIBUS. Не думал, что эта программа сохранится надолго, она же оказалась универсальной. Проблема в том, что зритель не выдерживает длинных историй. В этом популярность сериалов, их серии сейчас идут минут сорок. Короткий метр отдельно смотреть в кинозале не принято, а вот подборки короткометражек, объединённых одной темой, – то что нужно.

Альманахи – одна из форм существования нового кино

– Альманахи – одна из форм существования нового кино, – комментирует Григорий Гиберт. – Так было после Второй мировой войны, когда появилась более компактная техника: портативные камеры, петличные микрофоны и высокочувствительная плёнка. Они удешевили процесс кинопроизводства и привели в индустрию массу людей со стороны. Денег в послевоенные годы на полный метр не хватало, и снималось множество альманахов, в которых рождались стили французской новой волны и итальянского неореализма. Сейчас доступность цифровой техники также ведёт к удешевлению и облегчению производства, даёт приток людей, не имеющих кинообразования, но желающих снимать. Сразу сделать полный метр им сложно, а вот объединение молодых режиссёров в рамках альманаха даёт новую кровь и стимулирует поиск иных форм.

По итогам фестиваля гран-при получил казахский фильм «Шал» («Старик») Ермека Турсунова, награда за лучшую мужскую роль досталась актёру Ерболату Тогузакову, сыгравшему главную роль в этой картине. Стоит отметить, что здесь решение жюри совпало с мнением большинства зрителей. Актёрская игра Ерболата завораживает. Интересно, что он не профессиональный актёр, а в прошлом техник киноплощадки, для которого этот фильм стал всего лишь третьей работой в кадре. Его старик, живущий по древним, как степь, принципам, – хемингуэевский герой, дефицит которых в современном кино ощущается и зрителями и киносообществом.

По итогам фестиваля гран-при получил казахский фильм «Шал» («Старик») Ермека Турсунова

Приз за режиссуру получила Мария Саакян, представившая публике русско-армянскую картину «Это не я» – фантастическую историю, в которой переплетаются постиндустриальный мир, аниме и компьютерные игры. Оператор этого фильма Мко Малхасян получил приз за лучшую операторскую работу им. Княжинского.

Лучшим сценаристом стал эстонец Пеэп Педмансон, работавший на фильме Харди Вольмера «Живые картинки». Эта работа напоминает знаменитый «XX век» Бертолуччи, показывающий самое страшное столетие в истории человечества на примере судеб главных героев, которых в силу внутреннего стержня не перемалывают войны и революции, а лишь оставляют глубокие рубцы в их душах.

Спецприз «За смелость гражданской и эстетической позиции в кино» был вручён Темиру Берназарову из Кыргызстана за фильм «Страсть» о сложности и смятении женской души в мужском мире. Любовный треугольник на фоне степных пейзажей оказался потрясающе кинематографичным.

Гильдия киноведов и кинокритиков России отдала предпочтение картине Виктора Тихомирова «Чапаев Чапаев»

Гильдия киноведов и кинокритиков России отдала своё предпочтение в виде премии «Слон» картине Виктора Тихомирова «Чапаев Чапаев». Эта специфическая работа с Иваном Охлобыстиным в роли легендарного комдива разделила кинематографическое сообщество на два лагеря. Своеобразный юмор ленты, снятой режиссёром по собственному роману, весь построен на кино- и литературных цитатах, смотреть на происходящее на экране, не обращаясь ежесекундно к контексту первоисточников, невозможно. Тихомиров, один из главных членов неформального питерского объединения «Митьки», в своей речи перед премьерой сказал, что снял кино, которого не хватает ему и его друзьям и попросил потерпеть первые минут пятнадцать, необходимые для того, чтобы привыкнуть к своеобразному стилю фильма. Многим зрителям он оказался чужд, они покинули зал. Оставшиеся же хохотом глушили реплики персонажей.

В конкурсе Omnibus победила работа Ирины Волковой «Диалоги», первую премию «Телематографа» (термин, рождённый на этом фестивале) получила картина «Меня это не касается» Александра Новопашина.