Научно-фантастический триллер «Петля времени» с Брюсом Уиллисом и Джозефом Гордоном-Левитом про путешествие во времени в один конец заставит зрителя решить запутанный ребус и позволит увидеть одного и того же персонажа сразу в двух ипостасях.
Роль главного героя фильма, молодого Джо, досталась Джозефу Гордону-Левитту, точнее, она была специально для него написана сценаристом и режиссёром, а по совместительству другом и соратником актёра Райаном Джонсоном. Оба они трудились над первым фильмом режиссёра – молодёжным неонуаром «Кирпич», который вышел в прокат в 2005 году и показал неплохие коммерческие результаты. После убедительного дебюта последовали сериал «Во все тяжкие», растянувшийся на 5 сезонов, и провалившиеся в прокате «Братья Блум» 2008-го года с засветившимся в эпизоде Левиттом. В третьем полном метре режиссёр решил вновь выпустить на передний край фронта старого знакомого (кстати, Джо – это производное от имени Джозеф) и ещё в компаньоны дал ему не кого-нибудь, а самого Брюса, мать его, Уиллиса – старую ипостась Джо.
Независимо от всех технических ухищрениий и чудес современного мейк-апа, Джозеф не только не остаётся резиновой куклой, но и нисколько не проигрывает и не тушуется перед такой звездой, как Брюс
Ежедневный многочасовой грим Джозефа Гордона-Левитта дал хороший результат, конечно, не такой ошеломительный, как у Сергея Безрукова в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой», но тоже на уровне. Нос и нижняя часть лица получились почти идентичными натуральным уиллиссовским. Независимо от всех технических ухищрениий и чудес современного мейк-апа, Джозеф не только не остаётся резиновой куклой, но и нисколько не проигрывает и не тушуется перед такой звездой, как Брюс, оставляя, как кажется, в запасе драматические заготовки.
В 2044 году еще не научились путешествовать во времени, но такая возможность появится через 30 лет, то есть в 2077-ом. Мафия возьмёт на вооружение новую технологию и будет переправлять неугодных людей в 44-ый, на верную смерть от рук профессиональных убийц – луперов. И вот, в один прекрасный момент, к молодому главному герою из будущего прилетает жертва – он сам на 30 лет старше (Брюс Уиллис). «Замкнуть петлю» – так называется эта процедура. Если малодушие берет верх, и лупер не решается убить престарелого себя или луп (старый герой) оказывается проворнее и сбегает, то ему молодому жить остаётся совсем недолго. И это называется слить петлю. Наш герой, понятное дело, идёт вторым путём.
Фильм получился похожим сразу на несколько картин про путешествия во времени, хотя сам Джонсон уверяет, что его кино не об этом, а перемещения из будущего в прошлое нужны лишь для завязки истории, как в «Терминаторе». Его слова не лишены смысла, однако если следовать этой логике, то и «Гостья из будущего» по Булычёву – простая и понятная история про взаимоотношения пионеров перед половым созреванием, и не более того. Но мы так думать не склонны, ведь если есть перемещение и возможность изменить будущее, побывав в прошлом, то это кино про путешествия во времени.
Прежде всего «Петля во времени» использует приём из уже упомянутого «Терминатора» – билет в прошлое (читай в один конец). В обратную сторону – никак, и зритель верит этой условности и продолжает следить за событиями. В принципе это вполне логично – машины времени в настоящем ещё не изобретено (хотя её можно было бы прихватить из будущего), к тому же непонятно, в какое именно будущее перемещаться – вариантов его развития может быть великое множество. А в прошлое – пожалуйста, уже всё произошло и всё вроде бы понятно. Или не понятно?.. В такой истории по дороге можно набить кучу шишек и неизвестно куда прийти. И, наверно, это совсем неплохо, что чей-то гениальный ум до сих пор не додумался изобрести нечто подобное.
Фильм получился похожим сразу на несколько картин про путешествия во времени, хотя сам Джонсон уверяет, что его кино не об этом, а перемещения из будущего в прошлое нужны лишь для завязки истории
Из «Назад в будущее» пришли исчезающие на глазах, благодаря коррекции пространственно-временного континуума, персонажи. Более того, оксюморон «Назад в будущее» так легко трансформируется во «Вперёд в прошлое», что даже отражает суть «Петли времени». Правда, эта суть мелковата и не развита во что-то большее. Казалось бы, такая уникальная возможность столкнуть одного и того же персонажа с тридцатилетней разницей даёт почву для размышлений – если бы молодость знала, если бы старость могла… Несмотря на это, у старого персонажа единственная цель – уберечь себя и сохранить своё счастливое будущее с поздно обретенной женой. Мотив, надо заметить, наибанальнейший. А молодой не то чтобы не хочет убивать себя старого и мучается вселенскими противоречиями – он всего лишь желает сохранить статус-кво в настоящем и безбедно дотянуть до «себя старше на 30 лет». Поэтому он и не против себя убить. Такая вот извращённая форма преступления и наказания – казню себя за все свои грехи, в том числе ещё не совершенные, после чего спокойно буду наслаждаться пороком. Индульгенция образца 2044 года. Но на этом вся умность заканчивается.
Однако одной реальной встречи с самим собой в ролях палача и жертвы одновременно для развития сюжета полнометражного фильма было недостаточно. И в этом месте «Петля времени» удивительным образом похожа на балабановского «Кочегара», в котором главный герой Якут сжигал плохих людей в топке, потому что ему сказали, что они плохие. И эта кремация происходила полтора часа под гитарные аккорды Дидюли. Чукча идёт – так можно было бы охарактеризовать этот короткометражный фильм, растянутый в полный метр. У Джо молодого функция примерно та же, что и у Якута – прилетела жертва из будущего – замочил, сжёг и концы в воду.
Более того, оксюморон «Назад в будущее» так легко трансформируется во «Вперёд в прошлое», что даже отражает суть «Петли времени»
Вовремя смекнув, что на одной идее встречи с самим собой далеко не уедешь, автор вклинил в сюжет телекинез и пятилетнего мальчика Сида, ставшего камнем преткновения во всей этой истории. Он должен вырасти в самого злого босса Шамана, который, по мнению старого Джо, «во всём виноват». Короче, пацана надо уничтожить, и тогда всё у всех будет хорошо (ещё одна аллюзия на «Терминатора»). Кстати, мать этого мальчика зовут так же, как и мать Джона Коннора, – Сара. Но молодой Джо прикипел к Сиду и решил защитить его от себя самого. Пацан же этот, как представляют нам авторы, – это некий Энакин Скайуокер со сверхспособностями, который может и не стать плохим и самым злым, а как раз наоборот. Но нам о его дальнейшей судьбе ничего не будет известно, пока не снимут вторую часть.
Сам же Райан Джонсон говорит, что не думал о продолжении фильма. Но если картина окажется коммерчески успешной, то продюсеры незамедлительно предложат развить франшизу кому-то другому, если её создатель от этой затеи откажется. Такая возможность у «Петли времени», безусловно, есть.
Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Югополис»