Джордж Лукас уверяет, что не стоит избегать клише – они стали таковыми потому, что работают. Это неоднозначное высказывание подтверждает тридцатый по счёту полнометражный фильм о монстре Годзилле, приуроченный к его шестидесятилетию.
Надо пояснить, что 28 из этих фильмов были сняты в Японии, и это не считая анимационных сериалов и короткометражек. В 1992 голливудской студии TriStar удалось получить права на воплощение образа монстра у японской кинокомпании Toho. В результате в 1998 году на свет появился Годзилла голливудского разлива, чьим создателем стал автор «Дня независимости» Роланд Эммерих. Картина вызвала массу нареканий со стороны правообладателей и получила две «Золотые малины», однако это не помешало ей обрести успех в прокате. И вот теперь, в 2014-м, юбилейный Годзилла от режиссёра малобюджетного фильма «Монстры» Гарета Эдвардса обрёл очередное рождение.
Философский подтекст, заложенный в «Годзилле», остаётся неизменным на протяжении 60 лет
А всё началось в 1954-м, когда впервые пятидесятиметровый монстр пробудился из глубин океана и ошарашил японских зрителей. Весь философский подтекст, заложенный в этой картине, остаётся практически неизменным на протяжении 60 лет, за исключением нюансов. Тогда человек в резиновом костюме в уменьшенных декорациях города Токио разрушал и испепелял всё, что попадалось на его пути, давая понять – с природой шутки плохи, эксперименты с оружием и токсическими отходами ни к чему хорошему не приведут. По сюжету – испытания водородной бомбы оживило древнего монстра, что вызвало его негодование.
Появление подобного чудовища в Японии, после событий в Хиросиме и Нагасаки, вполне оправданно, к тому же царившие пароноидальные настроения, связанные с угрозой ядерной войны между США и СССР, никому не давали спать. Так и появился Годзилла (по-японски Годжира), а вслед за ним на потребу публике и остальные кайдзю (странные звери или монстры). Среди них можно встретить таких персонажей, как Мотра (гиганская бабочка), Биоланте (мутировавшее растение), Ангирус (мутировавший при бомбардировках Хиросимы и Нагасаки анкилозавр), Гидора (трёхголовый дракон), Мехагодзила (биомеханическая копия Годзиллы) и прочие удивительные существа.
Годзилла-2014 – это первобытный альфа-хищник, живший ещё до динозавров и питающийся радиацией
В разных фильмах Годзилла обладает различными свойствами и может как уничтожать людей, так и спасать их от других монстров, могут быть порождением жизнедеятельности человека или гигантскими пришельцами. В фильме Роланда Эммериха Годзилла появляется в результате мутации игуаны после ядерных испытаний в Полинезии и потом шустрит в Нью-Йорке. Упоминается Чернобыль (после катастрофы на тот момент прошло всего 12 лет), где один из персонажей изучает дождевых червей-мутантов, а потом становится главным по Годзилле. Кино получилось на злобу дня, как и последний фильм Гарета Эдвардса после событий на Фукусиме.
Его Годзилла – это первобытный альфа-хищник, живший ещё до динозавров и питающийся радиацией. Вместе с ним возрождается и его противник, которого все называют Гнус. Это нечто похожее на насекомое с несмыкаемой пастью, как у Хищника, и шестью конечностями, не считая крыльев. Действие разворачивается в Японии и Америке. Не вдаваясь в подробности всех перипетий можно сказать, что новый фильм это те же яйца, только в профиль. Облик Годзиллы близок к каноническому, и любителей монстра он не должен разочаровать, как и ставшие традиционными для подобных проектов качественные спецэффекты.
Всё остальное вызывает удручающее впечатление, кроме игры Брайана Крэнстона, известного по роли Уолтера Уайта из сериала «Во все тяжкие». Но его участие в проекте небольшое, поэтому закрыть актёром все драматические дыры не удаётся. Он играет учёного, одержимого сейсмической активностью и утратой жены. Его сын, повзрослев, становится сапёром, специалистом по бомбам, и тем самым человеком, который должен сделать невозможное. Его играет Аарон Тейлор-Джонсон как-то совсем без задора, с выражением лица человека, которого вынудили участвовать в школьном капустнике. Есть у него жена и ребенок, но за ними следить не интересно. Недостаёт сюжетных линий и персонажей. В фильме Эммериха их было гораздо больше, и они были дурашливы, но колоритны, вспомнить хотя бы того же Жана Рено, карикатурно изображавшего француза-вояку. Ругаемый за плоскость характеров персонажей «Тихоокеанский рубеж» Гильермо дель Торо (тоже про кайдзю) выглядит по сравнению с «Годзиллой» Гарета Эдвардса куда более выгодно.
В новом фильме Гарета Эдвардса одно сплошное кайдзю и никакой гнетущей атмосферы
Надо отметить, что Эдвардс уже работал с кайдзю в своем дебютном полнометражном фильме «Монстры», сделанном кустарным образом, путешествуя по Америке. Это было атмосферное роуд-муви с элементами таинственности, где главные герои пробирались к безопасной зоне, а монстр появлялся совсем ненадолго. В новом фильме режиссёра одно сплошное кайдзю и никакой гнетущей атмосферы.
Мы помним, что клише работают вне зависимости от того, нравится нам это или нет. И как глубокомысленно изрек один из персонажей первого фильма о Годзилле: «Это еще не конец – монстры могут появиться в любой момент».
Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Югополис»