Разговоры о кино - Strangefilm.org

«Элизиум»: Начало конца

Главное, чтобы костюмчик сидел

Говорить на социально значимые темы языком блокбастера решается не каждый режиссёр. А оставлять горькое послевкусие там, где оно не предполагалось, способны единицы. Нилу Бломкампу, начавшему борьбу с ветряными мельницами в «Районе № 9», всё это по плечу.


Второй полнометражный фильм выходца из ЮАР доказал, что Бломкамп в индустрию попал совсем не случайно и намерен там остаться надолго. Поразившая в своё время история о том, как простой йоханнесбургский парень, сняв псевдодокументальную короткометражку «Выжить в Йобурге», получил позже возможность поставить полнометражную версию картины при продюсерской поддержке самого Питера Джексона, вызывала у кого белую зависть, а у кого и приступы грудной жабы. А ведь получилось свежо и озорно. Касса превысила бюджет в семь раз и дала трамплин для головокружительной карьеры.

Нил Бломкамп способен вдохнуть жизнь в банальную историю и насытить её подтекстом

И это заслуженно. Нил, сначала как сценарист, а потом уже и как режиссёр, способен вдохнуть жизнь в банальную историю и насытить её подтекстом. В «Районе № 9» избитая тема про приземление инопланетян не сулила ничего оригинального, однако, вопреки ожиданиям, внеземные граждане предстали в картине жертвами, а не захватчиками. Всё перевернулось с ног на голову, и уже это вызвало интерес. Позже было откровение: автор показал нам собирательный образ беженцев-переселенцев-эмигрантов, которых власти за неугодностью сгоняют в резервации и гетто. Оно и понятно, насмотревшись в детстве на притеснения чернокожего населения, Бломкамп посредством метафоры попытался защитить всех обиженных и оскорблённых, показать их тяжёлую жизнь. Их (инопланетян-моллюсков) проблема в фильме так и не была решена, они не смогли вернуться домой. Но осталась надежда. Надежда на продолжение – о сиквеле фильма под названием «Район № 10» стали говорить чуть ли не сразу после выхода оригинальной картины.

Космический бублик

В «Элизиуме» тоже всё предельно просто. Продолжается всё та же тема классового разделения. Бедные остались жить на загрязнённой Земле, обречённые на страдания, а богатые жируют себе на орбитальной станции, получившей название «Элизиум». На этом гигантском бублике воспроизведена атмосфера голубой планеты в лучшие её годы. Всё это, надо сказать, весьма неоригинально. Сильно копать не будем, но можем вспомнить территориальное разделение по принципу классовости в ремейке «Вспомнить всё», где беднота жила на одном конце Земли, а власть имущие на другом. В «Пятом элементе» мы помним корабль-курорт, тоже слоняющийся по орбите вокруг Земли. «Элизиум» же сам напоминает Космическую орбитальную станцию – 5 из «Космической одиссеи» Кубрика. И это самое первое, что приходит в голову.

Режиссёр меняет правила игры, сооружая из набора заготовок свою вселенную

И опять же, Бломкамп меняет правила игры, сооружая из набора заготовок свою вселенную. Пришельцев нет, но каждый оборванец с Земли мечтает попасть на «Элизиум» и жить там. Там чистый воздух, здоровая пища и медицинская капсула, которая способна излечивать любые болезни. Нелегалы стремятся на шаттлах к станции в надежде на райскую жизнь, но долетают немногие – по дороге их сбивают. Ещё бы – элизиумцы хотят сохранить своё привилегированное положение. С ролью бескомпромиссного министра, способного на столь радикальные меры, блестяще справилась Джоди Фостер – главный антагонист.

Главного же положительного героя – Макса – исполнил по воле рока Мэтт Дэймон (изначально режиссёр видел в этой роли рэпера по имени Ninja из группы Die Antwood, затем Эминема). Надо сказать, пусть и не вычурно (как мог бы Ninja), но Мэтт очень достойно справился с ролью поставленного в безвыходную ситуацию человека. Благо, ему не привыкать.

Отрыв башки... робота

Так вот, Макс тяжело болен и во что бы то ни стало должен попасть на «Элизиум» для излечения. Он готов пойти на всё, чтобы спасти свою жизнь, и потом, как выясняется, жизни других людей. Постоянная опасность, беготня и перестрелки, искусно показанные тем же оператором, с которым Нил работал на «Районе», но уже без закоса под псевдодокументальность… Максу, конечно, придётся преодолевать все трудности: прикручивать шурупами к костям экзоскелет, переносить в собственном мозгу эксабайты информации а-ля «Джонни Мнемоник». На него вся надежда. Он избранный. Он Нео. Он должен.

Киношные антиутопии (и не только) со времён «Метрополиса» Фрица Ланга показывают нам, что «Посредником между головой и руками должно быть сердце». И вот оно явлено миру 2154 года, это сердце, – Макс. Однако Бломкамп не занимается морализаторством и далёк от того, чтобы втюхать зрителю очередную мифологическую историю про спасителя человечества. То, что он оставляет за финальными титрами, представляется в воображении весьма ужасным развитием событий.

То, что остаётся за финальными титрами, представляется в воображении весьма ужасным развитием событий

Что будет, когда эмигранты станут полновластными гражданами? Что они сделают с коренными жителями, притеснявшими их до этого момента? Что они сделают друг с другом, когда места всем не хватит?.. Все эти вопросы и способы их решения не так популярны в популярном кинематографе. Можно предположить, что по этой причине сиквела не случится. Однако на эти вопросы режиссёр уже сейчас непрозрачно намекнул. Очень бы хотелось увидеть продолжение – это будет началом конца.

Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Югополис»