Несмотря на то что фильм о трансформации душ «Фонтан», схожий с «Облачным атласом», не отбил бюджета в прокате, это не остановило создателей «Матрицы» и «Парфюмера» пойти на риск и за деньги независимых инвесторов таки снять то, что им заблагорассудилось.
Создатели, это теперь уже брат и сестра Вачовски и Том Тыквер, поступили точно так же, как одна из ключевых героинь сложной повествовательной конструкции «Облачного атласа». Она, зная, что её поступок обречён на провал, всё равно ещё раз сделала бы то же самое. Похоже, авторам фильма также совершенно неважно, принесёт он прибыль или нет (в этом месте они ещё смахивают на Никиту Михалкова). Главное ведь – донести до зрителя это гениальное, как кажется режиссёрам, произведение, дать возможность познакомиться с бессмертным творением. Только вот одна единственная банальная мысль, повторяемая несколько раз за фильм: «Мы не хозяева собственной жизни, с самого рождения мы связаны с другими, каждый наш поступок рождает наше будущее», – не стоит трёх часов экранного времени и ста миллионов долларов.
Мысль о том, как душа перерождается в другом человеке и как она при этом изменяется, настолько поверхностна и прямолинейна, что впору назвать сей опус «популярный буддизм»
Схема «главное не то, ЧТО сделано, а КАК сделано» в данном случае не работает. Мысль о том, как душа перерождается в другом человеке и как она при этом изменяется, настолько поверхностна и прямолинейна, что впору назвать сей опус «популярный буддизм» и раздавать диски или книги с ним на улице бесплатно. Не спасают ситуацию и авторы культовых картин, взявшиеся за экранизацию романа Дэвида Митчелла. Совершено непонятно, почему столь незамысловатое по содержанию произведение было с таким восторгом встречено читателями. Ведь все шесть новелл, судя по фильму, – это чистой воды графомания, набор схематичных историй, которые рассказываются параллельно, подчёркивая единство связи всех времён. В данном случае охвачено около 500 лет. В фильме эти истории перетасованы с ещё большей интенсивностью, чем в книге (что обусловлено природой кино), и проносятся эти картины перед глазами, как цветные стёклышки в калейдоскопе, не всегда давая возможность запомнить узор происходящего.
«Флешбэки и проспекции – без этих новомодных штучек не написать историю», – говорит один из персонажей. Похоже, без них и не написать обзора на этот фильм. Для того чтобы понять, о чём идёт речь, дальше мы контурно очертим эти новеллы. Первая происходит в 1849 году. Американский нотариус на корабле возвращается домой, но некий доктор пытается его извести и присвоить его денежные средства. Вторая разворачивается в 1936 году с молодым композитором и его любовником, именно он сочинит музыкальное произведение для шести исполнителей, которое назовёт «Облачный атлас». Третья – это расследование дотошной журналистки, которая распутывает дело о заговоре нефтяников в 1973-ем. Четвёртый рассказ о престарелом книжном издателе-неудачнике, которому наконец повезло с автором, и происходит это в наши дни. Две последующие истории случаются в будущем. Одна – в 2144 году, она повествует о девушке, живущей в Нео-Сеуле и стремящейся обрести индивидуальность. Она должна дать возможность обрести её и другим в унифицированном мире, стирающем личность. И, наконец, шестая перенесёт нас в 2321 год и покажет мир после ядерной катастрофы, в котором один абориген должен будет провести женщину из другого племени в очень страшное место.
Бывало, что актёра изменяли до состояния «мама родная не узнает» с помощью пластического грима и такой-то графики
Для связного рассказа все эти истории объединены простым способом. Например, молодой композитор из второй по хронологии новеллы читает мемуары нотариуса из первой. Журналистка из третьей – читает любовные письма композитора из второй и так далее: от чтения книги до просмотра фильма, снятого по биографии одного из персонажей. Все эти герои перерождаются в других людей, и играют эти души одни и те же актёры. Многие из них – в нескольких новеллах. И только Том Хэнкс, Холли Берри и Хьюго Уивинг исполнили роли во всех шести.
Снималось действо параллельно сразу несколькими съёмочными группами. Тому Тыкверу, другу созвездия Вачовски (так называют себя знаменитые режиссёры, после того как в 2006 году Ларри сделал операцию по смене пола и стал Ланой) достались истории, развивающиеся хронологически раньше, а тандему – настоящее и будущее. Режиссёры, как водится, не забыли позвать в проект актёров, которые ранее уже работали с ними. Так, Тыквер пригласил звезду «Парфюмера» Бена Уишоу, а Вачовски – Хьюго Уивинга, того самого агента Смита из «Матрицы» и актёра, не снимавшего маску весь фильм в продюсируемой ими же картине «V значит вендетта».
Интенсивность графика, при котором актёрам приходилось перевоплощаться в разных персонажей чуть ли не каждый день, сказалась и на игре. Временами роли выглядят схематично, а иногда и скатываются в гротеск. Так произошло с Томом Хэнксом в новелле об издателе или с Уивингом в той же истории. Бывало, что актёра изменяли до состояния «мама родная не узнает» с помощью пластического грима и такой-то графики. Некоторые из них за время съёмок поменяли не только пол, но и расу, например, Бен Уишоу стал Жоржеттой, а Холи Берри обрела белую кожу. Некоторых можно было узнать только после тщательного изучения титров. К чему этот маскарад был придуман, если всё равно не понятно, кто есть кто? Чтобы зритель ломал голову? Ведь реинкарнируемая душа бесплотна и не должна быть похожа на актёра, который её играет. Так по логике вещей кажется.
Вачовски продолжают играть в «Матрицу», только теперь в ипостаси спасителя женская плоть – видимо, сказался личный мотив Ланы
Вернёмся назад и расскажем немного подробнее об истории, происходящей в 2144 году, она заслуживает отдельного упоминания. В классической киберпанковской парадигме мир сконцентрирован в азиатских странах, в данном случае на территории бывшей Кореи. Там люди разделены на два класса – тех, кто рождён в естественных условиях, и воспроизведённых по «образу и подобию человека» фабрикантов. Естественно, что чистокровные эксплуатируют клонов во всех возможных смыслах, дав им законы типа «почитай потребителя своего». Весь мир превращён в огромный «Макдоналдс», называемый здесь «Папа Сонг». Но есть повстанцы, которые против сложившейся системы. Они ищут избранную, которая должна стать лучом света в тёмном царстве – освободить, указать путь и помочь обрести личность. И имя у неё говорящее – Сонми-451, что отсылает нас к Рэю Брэдбери…
Это всё Вачовски продолжают играть в «Матрицу», только теперь в ипостаси спасителя женская плоть – видимо, сказался личный мотив Ланы. И сделано всё как-то узнаваемо – летательные аппараты перемещаются на той же тяге. Завод по производству и переработке клонов выглядит стилистически так же, как и капсулы с людьми, помещёнными в биомассу. Похоже, что Лана и Энди стали самовоспроизводить себя, подобно персонажам историй, которые они рассказывают. Достаточно вспомнить, что кроме трёх художественных фильмов о Нео, было создано ещё что-то вроде мини-сериала «Аниматрица».
«Облачный атлас» смело можно назвать «Краткой историей толерантности». В нём подняты темы угнетения чернокожих и очевиден посыл: гомосексуалисты тоже люди
Помимо всего прочего, фильм «Облачный атлас» смело можно назвать «Краткой историей толерантности». В нём подняты темы угнетения чернокожих и очевиден посыл: гомосексуалисты тоже люди со своими чувствами, просто немножечко другие. В общем, «все условности преодолимы», а «смерть – это врата: закрываются одни, открываются другие».
Знаете, Том, Энди и Лана, до вашего фильма всё было как-то иначе. Спасибо за то, что открыли нам глаза! Жаль, что это так и не смогли узнать те невежественные люди, которые ушли из кинозала через полчаса после начала сеанса со словами, выдающими их непросветлённость: «Фигня какая-то!»
Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован на портале «Югополис»