Разговоры о кино - Strangefilm.org

Программа-максимум

Так вот ты какой, Тинглер!

Ламповый телевизор съел пенсионерку. Видеокассета-нацист задушила продавца-консультанта. DVD-плеер сошёл с ума и застрелился… Всего этого вы здесь не найдёте, но зато узнаете, какими способами авторы пытаются добиться максимального воздействия на зрителя.


Продюсеры и режиссёры не перестают искать способы стимуляции рецепторов зрителей, особенно когда речь заходит о триллерах, хоррорах и экшен-фильмах. И речь идёт не о кинематографическом мастерстве как таковом, а о всякого рода приспособлениях, которые призваны добавить к изображению на экране дополнительные ощущения.

Речь идёт о приспособлениях, которые призваны добавить к изображению на экране дополнительные ощущения

Большим выдумщиком по части такого рода интерактива был голливудский режиссёр Уильям Касл, расцвет шалостей которого пришёлся на 50-60-е годы прошлого века. Король трюков, каким он был для современников, начинал экспериментировать с ужасами в 1958-ом с безобидного страхования жизни зрителей на 1000 долларов перед сеансом фильма «Мрак» (Macabre) на случай смерти от страха, что не могло оставить равнодушными доверчивых посетителей. В следующем году он выпустил на экран «Дом ночных призраков» (House on Haunted Hill). Во время его демонстрации – в моменты наивысшего напряжения – над головами зрителей без всякого зазрения совести пролетали бутафорские скелеты, заранее привязанные к потолку заботливыми руками реквизиторов. Этот чудо-эффект Касл назвал Emergo, что в переводе с латыни означает «возникать».

Почувствуй аромат приключений

В «13 призраках» (13 Ghosts) 1960 года Касл попытался, чтобы у зрителя возникли иные чувства. Перед фильмом продюсер и режиссёр записал обращение, в котором пожелал всем «удачных призраков» и показал, каким образом надо пользоваться очками (гаджет под названием Illusion-O), выданными перед началом сеанса. Эти очки совсем не были похожи на анаглифные очки для просмотра стереоскопических фильмов, к тому моменту уже потерявшие свою популярность (рассказ о развитии трёхмерного кино заслуживает отдельного разговора). Это были две горизонтальные полоски (синего и красного цвета), приклеенные к куску картона. Касл говорил: «Если вы верите в призраков, то смотрите фильм через красную полосу, если не верите – через синюю». В какой именно момент надо смотреть, предупреждала надпись на экране. В зависимости от «веры», а точнее, от выбранного светофильтра на экране можно было разглядеть или не разглядеть очертания бесплотных сущностей. Фокус состоял в том, что даже самый махровый скептик не мог удержаться от того, чтобы посмотреть через красную полоску. И по сей день этот трюк работает – достаточно перед просмотром вооружиться двумя разноцветными стёклами.

Самым же умопомрачительным экспериментом Уильяма Касла можно считать картину «Тинглер»

Была у Касла ещё одна мистификация, связанная с интерактивностью. В 1961-м на экраны вышел «Мистер Насмешник» (Mr. Sardonicus). И опять режиссёр перед началом сеанса поприветствовал зрителей, затем предложил им просмотреть старомодную историю про упырей. За пять минут до развязки Касл вновь появился на экране и предложил проголосовать за дальнейшую судьбу антигероя при помощи фосфорических табличек, выданных вместе с билетом. На плотной бумаге была нарисована сжатая кисть с оттопыренным большим пальцем, и зритель, как древнеримский император, решал – казнить или помиловать. Заранее записанный на плёнку Касл с экрана делал вид, что считает таблички в зрительном зале и выносит вердикт. Всегда один и тот же, несмотря на то что рекламная кампания фильма убеждала всех в существовании второго финала. Зрители не проверяли, ведь большинство из них действительно хотело именно такого конца.

Самым же умопомрачительным экспериментом фантазёра Уильяма можно считать картину «Тинглер» (The Tingler) (в России известна под названием «Вибратор»), которая вышла в прокат в тот же год, что «Дом ночных призраков». По сюжету врач-патологоанатом помимо судебной экспертизы занимается ещё и изучением природы страха. По его мнению, страх – это не какое-то психологическое или абстрактное понятие, а вполне себе физическое и осязаемое существо. Зарождается оно в спинном мозге каждого человека, когда тот боится, и очень быстро растёт, потому способно даже поломать позвоночник и убить своего хозяина, если не остановить его криком. Касл вновь предупреждает с экрана: «Вовремя изданный вопль может спасти вашу жизнь».

Свет мой, зеркальце, скажи...

Назвал доктор своё научное открытие тинглером, только вот доказать его реальное существование ему никак не удавалось. Пока одна напуганная и не смевшая закричать особа (она была глухонемой) не приказала долго жить – её тинглер вырвался на волю. В этот момент действие фильма происходило в кинотеатре – тинглер буйствовал, персонажи кричали, экран гас и голос из динамиков говорил о том, что монстр случайно попал в этот зал, бежать нельзя, остановить его можно только криком. Люди, находящиеся на просмотре, кричали вместе с персонажами картины. Эффекта добавляла техническая хитрость Касла – в спинки кресел были вмонтированы специальные устройства. В этом месте источники расходятся во мнениях: одни утверждают, что это был вибрирующий электромоторчик, другие настаивают, что – проводники, обеспечивающие слабый разряд электрического тока. В любом случае, дополнительные ощущения у ничего не подозревавших зрителей в том самом месте, где должно было жить тинглеру, появились у каждого человека, и их нервы давали сбой. Зал неистово орал. В этот момент экран снова загорался, и смотрящим становилось понятно, что это было обращение к зрителям в фильме, а не в зале. Некоторые очевидцы утверждали, что никогда так не боялись в своей жизни, как в тот момент, когда гас свет на экране. Но они же уверяли, что никогда так не хохотали, как в минуты, когда экран вновь вспыхивал и они понимали: их круто надули. Это ноу-хау режиссёр назвал Percepto, что с латинского переводиться как «восприятие».

Неизвестно, повлияли ли эксперименты Уильяма Касла на внедрение систем всякого рода дрожания в современных кинотеатрах, но сегодня совершенно обыденными являются басшейкеры (Bass Shaker) – низкочастотные динамики под креслом в зрительном зале, обеспечивающие вибрацию в экшен-сценах. Ещё дальше пошли системы D-BOX – кресла, которые не просто вибрируют, а двигаются вместе со зрителем в такт движениям на экране. Удовольствие весьма сомнительное, особенно когда повествование ведётся не от первого лица и понять логику движения высокотехнологического стула не представляется возможным.

Роберт Родригес решил изобрести велосипед и выпустил очередную серию «Детей шпионов» в 4D

Роберт Родригес, не желая оставаться в стороне от технического прогресса, решил изобрести велосипед и в 2011 году выпустил очередную серию «Детей шпионов» в 4D. Суть четвёртого измерения сводилась к тому, что зрителям перед началом сеанса выдавали специальные карточки с восемью закрытыми «ячейками». В определённый момент на экране возникала цифра – как сигнал к тому, что необходимо удалить защитный слой с обозначенным номером. Это давало зрителям возможность ощущать те же запахи, что и герои картины. Так сказать, почувствуй аромат приключений. Новая технология получила название «Аромаскоп» (Aroma-Scope). Не правда ли, такой подход к демонстрации фильма что-то напоминает?!

Однако кинематографическая мысль не стоит на месте, и вот уже 10 октября 2013 года в российский прокат выходит триллер из Нидерландов «Андроид» (App). Это первый фильм, как уверяют создатели, на котором не только не попросят выключить телефон во время сеанса, а как раз наоборот – включить. Смартфон зрителя во время просмотра фильма будет непосредственным участником событий, происходящих на экране. Для этого необходимо скачать бесплатное приложение на мобильное устройство. Несмотря на русифицированное название фильма, программа будет доступна не только на Android-системах, но и на IOS. Загрузить приложение можно в App Store и Google Play.

Мне нужны: твоя куртка, твой мотоцикл и твои очки Google Glass

Режиссёр Бобо Боерманс, ранее снявший одну картину – ужастик без особых наворотов 2011 года под названием «Клаустрофобия», сейчас решил пойти дальше и показать зрителю нечто большее. Как гласит реклама, это «Первый фильм сразу на двух экранах». По сюжету главная героиня «срослась плавниками» со своим смартфоном – чуть ли не все физиологические процессы в её организме проходят не без помощи гаджета. Однажды она обнаруживает в своём электронном друге незнакомое приложение, которое способно ответить на любой вопрос. И чем больше она использует программу, тем больше происходит смертей при странных обстоятельствах…

Как говорит Любовь Дронова, директор по маркетингу компании-прокатчика картины «Андроид» в России «Экспонента Фильм», приложение на телефоне само «оживёт» в нужный момент фильма и даст зрителю ту или иную информацию – поможет глубже проникнуть в сюжет и узнать тайны героев. Каких-то дополнительных меток на экране, как в случае с «Детьми шпионов», не будет. Директор уверяет: подобных экспериментов с мобильными приложениями раньше не было. Более того, даже после проката картины эффект от применения приложения сохранится при просмотре фильма с любого носителя или по телевизору. Больше подробностей прокатчики не раскрывают – сохраняют интригу.

Смартфон зрителя во время просмотра фильма «Андроид» будет участником событий, происходящих на экране

Посмотрим, что получится из этой затеи. А пока самым логичным продолжением использования программного обеспечения смартфона кажется применение при кинопросмотре очков дополнительной реальности Google Glass. Они позволят без особых усилий в полной мере ощутить себя зритель-терминатором. Усилия создателей в этом направлении ясны, как намерения Дарта Вейдера, – они хотят сделать из обыкновенного зеваки полноценного участника событий. И не важно, что это будет – моторчик в спинке кресла, картонка с запахами или мобильное приложение. Программа-максимум любого кинематографиста состоит в том, чтобы удивить, не забывая при этом о качестве самого фильма.

Текст с некоторыми изменениями впервые был опубликован в журнале «КиноPeople» (сентябрь-октябрь, 2013). Журнал можно скачать по этой ссылке.