Разговоры о кино - Strangefilm.org

Цепная реакция

Разбил – назад не соберёшь!

8 августа выходит в прокат криминальный триллер Юрия Быкова «Майор». Это лихая история о том, как полицейские провинциального городка никак не могут убить всех свидетелей, чтобы скрыть преступление шефа. Производственная драма в стилистике вестерна.


В мае «Майор» был представлен на 24-ом «Кинотавре», перед этим фильм был показан в Каннах, а потом – на международном кинофестивале в Шанхае, где он получил три приза, как лучший фильм, за лучшую режиссёрскую работу и за художественные достижения.

Ты сначала погоны сними, а потом слово давай!». На этой фразе зал взрывается аплодисментами

Кровь, зима, крупные планы. Холод ощущается кожей. Простые люди, столкнувшиеся с полицейским беспределом. Что делать, когда майор полиции сбил насмерть вашего ребёнка, а вас его подчинённые должны убрать, как нежелательного свидетеля? Они вооружены, за ними государственная крыша и полная безнаказанность. Главный месседж происходящего: «Ты сначала погоны сними, а потом слово давай!». На этой фразе зал взрывается аплодисментами.

Майор – русский Стэтхем

Первые полчаса просмотра жестоко мучают подозрения, что всё оставшееся экранное время будет смаковаться «чернуха» и фильм превратится в артхаусную размазню. Но достаточно немного влиться в происходящее и с облегчением выдохнуть: «Фух, пронесло!». Нет, не артхаус, а добротное жанровое кино с линейным монтажом и чётким сюжетом, по силе воздействия сходное с «Соломенными псами» Сэма Пекинпа. Ранее Юрий Быков в короткометражке «Начальник» (2009 г.) и полном метре «Жить» (2010 г.) уже выносил героев за грань добра и зла, ставя их в ситуацию болезненного выбора. На этот раз режиссёр накалил обстановку с куда большей изощренностью и мастерством.

Эта лента – метафора общества, где цветовая дифференциация штанов достигла своего апогея

На пресс-конференции после фестивального показа Юрий Быков говорил, что демонстрировал фильм своим знакомым из силовых структур и они признали его правдивым. Показательно. Идею же этой истории подкинула сама жизнь – прогремевший на всю страну случай с майором Евсюковым, который поссорился с женой, а потом пошёл в супермаркет и из табельного оружия начал расстреливать первых встречных. Эта лента – метафора общества, где цветовая дифференциация штанов достигла своего апогея. И сцена, с полицейским избивающим родителей погибшего мальчика, уже не выглядит сумрачной кафкианской фантазией, а воспринимается, как документальные кадры, попавшие в объектив скрытой камеры.

Серьёзный режиссёр исполняет в своём фильме серьёзные роли

По словам Быкова, он первоначально написал сценарий о полном «упыре» и показал его Алексею Учителю. Тот посоветовал переделать. Абсолютное зло не интересно, так же как и абсолютное добро. Герой должен рефлектировать, сомневаться, развиваться в процессе истории. Вот и майор Шведов, зам. начальника РУВД небольшого городка сначала обрекает свидетелей своего преступления на смерть, а потом, одумавшись, пытается им помочь. Но цепная реакция запущена, и подчинённые выполнят приказ, даже если им придётся убить шефа. Заказчик и жертва пытаются спастись от исполнителей. Война объявлена. Нет, не уйдут, не верится, но должны. Существует же хоть какая-то справедливость в этом обжигающем холодом экранном мире! Бесконечная одиссея обречённых на промёрзшей земле… «Мы за чертой – теперь без оглядки». «Все люди за чертой – звери» – ещё одна мысль, обнажающая самую суть этой жуткой драмы.

…цепная реакция запущена, и подчинённые выполнят приказ, даже если им придётся убить шефа

Алексей Учитель, отчасти причастный к проекту, не видит в нём прокатного потенциала. Режиссёр Юрий Быков другого мнения и уверен, что кино примет массовый зритель. И не он один, не даром прокатом картины решила заняться компания Тимура Бекмабетова Bazelevs Distribution. Насколько массовым будет этот прокат пока не ясно, режиссёр же занялся следующими проектами. Он снимает триллер о коррупции в системе ЖКХ и исторический блокбастер о крещении Руси.